Ярослава Юрьевна Махмутова
Конспект ОД «Сказочная страна хохломской росписи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников старшей группы через народное изобразительное творчество
Тема: «Сказочная страна хохломской росписи»
Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством ознакомления со старинным народным промыслом- Хохлома.
Задачи:
Публикация «Конспект ОД „Сказочная страна хохломской росписи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Образовательные: дать детям первоначальные знания об одном из направлений декоративно-прикладного искусства –хохломской росписи; знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративного искусства (колорит, изобразительные приемы и т. д.); на основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать специальные художественные способности детей в орнаментальной деятельности: «чувство» цвета, ритма, композиции, цветосочетания. Закрепить ранее полученные знания детей об основных элементах хохломской росписи (листок, ягодка, травка).
Развивающие: развивать художественно-творческие способности, самостоятельность, творческую инициативу, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь; развивать чувство ритма, цветного восприятия, при составлении орнамента обратить внимание на соподчиненность декоративных элементов; формировать умения применять приёмы рисования кистью, тычком; активизировать в речи детей слова: Хохлома, Хохломская роспись, криуль, мастер, элементы, узор.
Воспитательные: приобщать детей к русскому народному декоративному искусству в условиях детской практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие – формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей Родине, представлений о социокультурных ценностях нашего народа; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности; развитие социального и эмоционального интеллекта.
познавательное развитие – ознакомление с историко-культурным наследием нашей Родины; формирование первичных представлений об особенностях хохломской росписи, свойствах и отношениях художественных объектов (форме, цвете, материале, цветовой композиции); расширение кругозора в процессе рассматривания иллюстраций с изображением изделий народных промыслов.
речевое развитие – развитие монологической речи при описании изделий народных промыслов, собственных работ и работ своих товарищей; обогащение активного словаря новыми понятиями и категориями. Развивать художественно-творческие способности, самостоятельность, творческую инициативу, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие – умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений народного художественного ремесла; активизировать и пополнять словарный запас детей.
Методы: Наглядные, словесные, практические.
Рассматривание альбома с изображениями изделий хохломской росписи для определения цели и способов её достижения. Беседа. Создание проблемной ситуации для мотивации детей на деятельность. Использование художественного слова. Самостоятельная деятельность по изготовлению композиций. Оформление выставки детских работ.
Технологии: Игровая, проблемного обучения, здоровьесберегающая
Демонстрационный материал:сундучок, иллюстрации, изделия с хохломской росписью: ложки, чашки, полотенца, салфетницы и т. д.
Раздаточный материал:фартуки, лист бумаги А4, палитры, гуашь, заготовки посуды, кисти, салфетки, баночки для воды, карандаши.
Технические средства обучения: проектор мультимедиа, экран, ноутбук, музыка «Весёлая ярмарка», презентация «Составь узор».
Предварительная работа:Рассматривание изделий и альбомов декоративно-прикладного искусства. Рассказывание стихотворений о русских народных промыслах, в частности о хохломе. Познавательный рассказ воспитателя о хохломской росписи
Ход:
1 часть (Организационно - мотивационный этап)
Воспитатель:
Здравствуйте, мои дорогие
И маленькие и большие.
Вижу, как вы подросли
До чего ж все хороши!
Мотивация
Воспитатель:
А теперь прошу внимания,
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут! Присаживайтесь.
Я на вас погляжу
Да и сказку расскажу!
Вы сейчас запоминайте,
Сказку рассказать мне помогайте!
Воспитатель:
Жила была в одном селе девушка по имени Марья. И такая она была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить. А посуду узорами разными расписывать умела - залюбуешься. (показ иллюстраций). И прозвали её за это Марья - искусница. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный. Налетел, схватил и унёс её способности, с тех пор некому стало удивлять на селе народ расписной посудой. Фрукты, овощи, да зверей разных рисовали, да ни чего у них не получалось, и стали они думать, да гадать, как посуду расписать? (пустая)
- Кто и что же радовало народ на селе?
- Не всякий рисунок подойдёт?
Какая посуда бывает?
Проблема: Обратился народ к детям малым.
А как же помочь людям…. что взамен оставить? (Решение проблемы: поможем людям. Покажем, как расписывать посуду узорами)
2 часть (Основная часть)
Воспитатель:
Разные ложки и ковши, ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы небывалой красоты.
Блестят они, как золотые, как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки, здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди называют Хохломой!
Каждый рисунок состоит из элементов:
Ягодки, точки, листочки да цветочки
Не грусти, улыбнись! Сказка дарит на сюрприз!
Вот чудесный сундучок, вам, ребята, он дружок
Хочет вам задание дать, и про роспись всё узнать!
Презентация (интерактивная игра)
Гимнастика для глаз:
Воспитатель:
А народ на селе весёлый жил, жил не тужил, да на ярмарки ходил. А чтоб про роспись нам узнать, надо на ярмарке веселой побывать.
(Заставка ярмарки и звучит музыка)
Воспитатель:
Ярмарка, ярмарка, огневая, яркая,
Плясовая, жаркая, глянешь налево
Лавки с товаром - глянешь направо- веселье даром.
Интересно, а вы знаете, какие товары можно встретить на ярмарке?.
Посмотрите: Хохломские чашки, ложки, самовары и матрешки…Посуды много разной расписной, больше всех народу полюбилась роспись не простая, а роспись золотая – с лепестками, завитками, да ягодами и называли ее Хохлома.
- Какие элементы хохломской росписи вы знаете?
(Показ карты)
Давайте вместе с вами вспомним основными элементы узора в хохломской росписи (завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки). Рассмотрим их.
1. Примкните кисть к бумаге, чтобы оставить след – это «капельки» – самый простой элемент росписи.
2. Один из основных и также самых простых элементов – «травка». Так называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками с нажимом в середине. Как же его правильно рисовать? На кончик кисти берем немного краски и ведем линию сверху вниз, но она не прямая, а слегка изогнута, как бы колышется от ветра. Самые маленькие и тонкие травинки называют «осочки», их пишут уже без нажима посередине.
3. Более затейливые узоры называются «усики» и «завитки»1 – когда травка плавно превращается в крупные кудри.
4. «Кустик» – собирается из более простых симметрично расположенных элементов (травки, осочков, капелек).
5. Любят хохломские мастера украшать свои изделия спелыми «ягодами» (малиной, клубничкой, чёрной и красной смородиной, рябиной, крыжовником, брусникой). Используют для этого красный, традиционный при рисовании ягод, цвет. Для рисования ягод бруснички, смородинки и рябинки, используют печатку-тычок (ватную палочку, чтобы ягода была вся ровная, круглая, аккуратная.
А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют кистью. После высыхания красной краски ягоды «разживляют» желтым цветом.
6. «Листочек» – здесь уже вводится зеленый и желтый цвета. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, далее рисуют основную форму листочка, затем прорисовывают жилки.
Все вышеназванные элементы собираются в традиционный для хохломы травный орнамент. Он располагается на основном «завитке» (или стебле, веточке). В орнаменте ритмично чередуются «травинки», «завитки» и «кустики». Посмотрите, как элементы «усик» и «завиток» придают мягкость и пышность травному орнаменту.
В хохломской росписи художники используют особенные узоры. Цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками и цветами в хохломе называется «кудрина».
В таком узоре есть разные ягоды (смородина, клубника, малина, листья (чаще всего тройные, декоративные цветы. Сначала художники изображают крупные элементы: цветы, ягоды и листья; после – мелкие: осочки, капельки, травку, завитки и т. д. Узор занимает почти всю поверхность изделия. Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами и листьями. «Травка» занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая (так травинки наклоняются, завиваются, закручиваются, когда дует ветер).
Воспитатель: А кто расписывал посуду?
Дети: художники, мастера
Воспитатель: В стародавние времена художников называли мастерами. (Дети идут в мастерскую)
Воспитатель:
Заходите, проходите, своё место находите!
Физминутка: (фартуки и нарукавники)
1,2,3,4,5 – Начинаем одевать!
Наши дети покружились,
В мастеров все превратились.
Воспитатель:
Мы сегодня с вами при работе будем использовать
Оборудование:
1. Кисть тонкая для рисования элементов: Кисть мы держим тремя пальцами у железного основания
2. Салфетка – для примакивания кисти
3. Стаканчик с водой - для промывания кисти
4. Подставка для кисти
5. Палитра с гуашью
6. Тычок для нанесения элемента хохломской росписи (ягодка, цветок).
7. Обратите внимание, у вас на столах есть подсказка (Карта – мнемотаблица)
8. Влажные салфетки.
Воспитатель: У мастеров на рабочих столах всегда порядок был. Какие цвета мастера в хохломской росписи считают основными?
Дети: Красный, черный, золотой (желтый) и зеленый
Воспитатель:
Настоящие мастера перед работой, делают так. Разминают ладони, пальцы. Приготовьте руки для работы, возьмите кисти и скажите волшебные слова.
Вместе с детьми (хором):
Кисти, кисти помогите хохлому рисовать начните!
Это трудно? Нет, пустяк! Влево, вправо, верх и вниз, побежала наша кисть. Будем приниматься за работу. «Делу - время, потехе - час».
Прежде чем приступать к работе, давайте повторим ее последовательность.
- С чего начнёте? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая).
- Что будете рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку).
- Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы).
- Что будите изображать на завитке сначала, что потом? (Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: осочки, капельки, травку, завитки и т. д.).
- Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).
Практическая работа: роспись картонных шаблонов хохломской посуды (тарелочек).
Воспитатель: (Дети расписывают. Звучит негромкая музыка). Воспитатель подходит к детям, подбадривает, подсказывает, поощряет.
- Ай, да молодцы! Рукодельницы (девочки)
- Настоящие мастера по хохломской росписи!
Вот и закончили своё дело народные умельцы - мастера. «Кончил дело – гуляй смело». Сейчас мы наведём порядок на столах в мастерской.
Физминутка
1,2,3,4,5 – Начинаем всё снимать!
Мастера все покружились, и в детей все превратились.
Воспитатель:
Ай да молодцы! У вас получились замечательные изделия народного промысла с хохломской росписью. Вот бы Марьюшка удивилась. Не перевелись еще мастера на земле Русской. Помогли людям?
А теперь народ порадуем, да на ярмарку понесём….
Решение проблемы: Покажем, как расписывать посуду узорами….
Солнышко закатилось, наша ярмарка закрылась!
3 часть (заключительная)
- Понравилось вам быть мастерами? Что нового вы узнали? Какие элементы хохломской росписи использовали в работе? С какими трудностями столкнулись при росписи тарелочки?
- Какое странное и веселое слово «Хохлома». В нем и смех слышится, и восхищенное «ОХ!», и восторженное «АХ!». Скажем вместе «Хох-ло-ма!» Спасибо Вам за помощь! А лопатки вы с собой заберите, да близких порадуйте!