Екатерина Шевелева
Сказки-шумелки для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сказки-шумелки для детей дошкольного возраста
Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.
Публикация «Сказки-шумелки для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Сказка используется в качестве динамических пауз, организационных моментов на занятиях.
Сказка с шумовым оформлением является весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у дошкольников.
Инструменты для сказок-шумелок можно изготовить из бросового материала, можно использовать доступные детские музыкальные инструменты для оркестра.
Актуальность методической разработки «Сказки-шумелки для детей дошкольного возраста» в том, что обосновывается особенность детской игровой деятельности на шумовых инструментах и дети:
-во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой,
-во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко,
-в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.
Цель: Создание условий, обеспечивающих развитие у детей дошкольного возраста слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей дошкольного возраста.
Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей.
Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.
Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Мешочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое.
Практический опыт свидетельствует, что детская душа раскрывается в общении с музыкой, у ребенка активнее развивается способность к образному мышлению, наблюдательность, фантазия, эмпатия.
Методическая разработка содержит сценарии авторских сказок-шумелок, созданных для каждого сезона: «Осень», «Как звери зиму встречали», «Весна пришла», «Приключения медвежонка», «Мышки и книжки», что позволяет включать их в лексические темы в течение всего учебного года. Кроме того, предложены мастер-классы для воспитателей и родителей воспитанников, конспекты образовательной деятельности с включением сказок-шумелок.
Особый интерес сказки-шумелки представляют для детей с ОНР, так как развивают мелкую моторику, память, речь, помогает стать смелее. Взяв в руки инструмент, ребенок преображается, светится от счастья и радости, становится почти волшебником. А волшебники как раз творят чудеса. Попав в руки робкого ребенка музыкальный инструмент, помогает ему стать более смелым и решительным, преодолеть неуверенность в себе. Для примера возьмем сказку «Осень». Сказка написана в стихотворной форме. Стихотворный текст воспринимается детьми с большим интересом. Затем обсуждали звуковое сопровождение и решили: что осенний дождик передаст стеклянные стакан и палочка, бег мышки – звук маракасов, завывание ветра – бумажный пакет, если в него подуть, бег зайчика похож на стук деревянных палочек, его дрожание можно передать трещоткой и шуршалочками из киндеров с крупой, для белочки мы использовали ксилофон, передать фырчанья ежика помогла расческа, стук дятла передали деревянными ложками, звонкий дождь треугольником.
Когда мы обсудили: все звуки, выучили текст, прорепетировали отдельные фразы звучания стихотворения и у нас получился замечательный шумовой оркестр.
Сказка-шумелка позволила прийти к выводу, что дети реализовали свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, это сопровождалось положительными эмоциями. Проигрывали сказку несколько раз и каждый раз ребята добавляли новые краски в звучание героев и слов.
Сказка-шумелка «Осень»
Цель: развивать слуховое внимание, творчество дошкольников.
Шумовые инструменты: треугольник, деревянные палочки, расческа, маракас, шуршалочка (емкость с крупой или горохом, бумага обычная, жатая плотная бумага, бумажный конус, трещотка, ксилофон.
Предшествующая работа: чтение и заучивание сказки, обсуждение шумового сопровождения, распределение шумовых инструментов.
Текст сказки Шумовой музыкальный инструмент
Наступила осень.
Дождик моросит. Стакан со стеклянной палочкой
Маленькая мышка
По полю бежит. Маракас
Ветер вдруг завоет, Подуть в бумажный конус
Дождик застучит. Треугольник
Мышка в норку спрячется
И зернышком шуршит. Шуршать мятой бумагой
Тут появился зайка. Стук деревянных палочек
Дрожит трусишка весь. Шуршалочка и трещотка
Морковку с огорода
Несет, чтоб быстро съесть. Палочка
Хрустит довольный зайка
Морковкой под кустом.
Ведь осенью холодной
Здесь каждый кустик – дом. Жатая бумага
А белка на осинке
Грибочков насушила.
Теперь в дупло их прячет
И очень ловко скачет. Ксилофон
Фырчит под елкой ежик,
Пытается уснуть. Расческа (по бумаге)
А дятел на березе
Стучит все тук да тук. Деревянные ложки
В деревьях ветер стонет Расческа (подуть сквозь нее)
И дождик льет везде. Треугольник и стакан с палочкой
А звери все и птицы готовятся к зиме. Голос и инструменты