Айгуль Гаскарова
Занятие по развитию речи с включением национального компонента «Сказка в сундуке» с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка в сундуке
Программное содержание: уточнить знания детей о башкирских сказках. Выявить умение мотивировать свои ответы, отгадывать загадки, вызвать интерес к сказочным персонажам. Развивать зрительное восприятие, умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать нравственные качества: доброту, справедливость, чувство товарищества, умение подчиняться общим правилам.
Предварительная работа:
Публикация «Занятие по развитию речи с включением национального компонента „Сказка в сундуке“ с использованием ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика, область, край. Список городов
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
Чтение детям башкирских сказок: «Лиса-плотник», «Медведь и пчёлы», «Лиса – сирота», «Лесная девочка», «Благородный заяц», «Заяц у медведя в гостях».
Охарактеризовать героев, выделить идейное содержание и национальное своеобразие.
Разучивание загадок о животных, пословиц.
Ход деятельности:
Вход в музыкальный зал.
Воспитатель: Здравствуй, ребята!
-Здравствуйте, взрослые!
Вот мы и с вами поздоровались! А теперь, дети, давайте поздороваемся с нашими гостями. (улыбаются) а теперь поздороваемся с нашими ручками: Здрав-ствуй-те! (хлопки на каждый слог)
- Поздороваемся с нашими глазками: Здрав-ствуй-те! (моргаем на каждый слог)
- Разбудем наши плечики: Здрав-ствуй-те! (поднимаем плечи на каждый слог). Молодцы!
Восп. Ребята, вы знаете, сегодня утром, когда я пришла в группу, у меня на столе стоял вот такой красивый бочонок. Наверно там угощенье – башкирский мед! Давайте вместе его посмотрим? Ой, ребята, что это? Сейчас мы его вставим в компьютер и узнаем что там находится. (на стене появляется фото Урала батыра.) Ой, кто это, ребятки?
Дети: Это Урал батыр.
Воспитатель: Верно, ребята. Это Урал батыр, герой башкирских народных сказок. А вы знаете, какой он в сказках?
Дети. Храбрый, смелый, добрый, справедливый, отважный, честный.
Воспитатель: Молодцы! А хотите такими же стать?
Дети. Да!
Воспитатель. Для этого Урал батыр приготовил вам задания, которых он записал в этот диск. Ну, что, выполним их?
Дети. Да.
Воспитатель. В первом задании надо угадать названия сказок по картинкам. Будьте внимательны! (угадывание по слайдам. Дети перечисляют сказки: «Лиса- плотник», «Медведь и пчёлы», «Лиса – сирота», «Лиса и медведь», «Заяц у медведя в гостях»)
Воспитатель (обобщение). Ребята, какие это сказки?
Дети. Это башкирские народные сказки.
Воспитатель. А теперь назовите героев из башкирских сказок. (Дети перечисляют) Ой, какие вы у меня молодцы. Для выполнения следующего задания Урал батыр предлагает Вам очутиться в лесу. Теперь мы с вами вместе отправимся в лес. (под музыку курая дети оказывается в лесу). Вот мы и оказались в лесу. Давайте присядем. (садятся на цветочки). Урал батыр хочет послушать, знаете ли вы загадки. (Дети загадывают, отгадывают. Изображают)
1. Дышать может - да безголос.
Шкурка есть – да без волос,
Из колючек его дом,
Он живёт всю зиму в нём. (ёж)
2. Куцый хвост, большие уши
Летом серый, зимой белый (заяц)
3. Посмотри Алык идёт,
Уши навострил, ревёт (медведь)
4. Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в деревне кур крадёт (лиса)
Восп. какие у нас ребята молодцы, все загадки отгадали. А ребятки, мы же знаем сказку про лису и медведя, давайте мы его покажем.
Лиса и медведь
Давным-давно жили в лесу лиса и медведь. Они жили так дружно, что делились своими успехами. И вот наступила весна, с теплых краев к нам вернулись скворцы. Они соскучились по родному краю, летали, резвились по родным лесам и полям. Уставши летать, скворцы остановились на полянке поиграть в свою любимую игру.
Танец Скворцов. Медведь проснулся из зимней спячки и он хватает одного скворца.
Медведь: я зверь лесной, я сплю зимой. В лесу хозяином живу ррррррр. (хватает скворца) Я скворца поймал, я скворца поймал. "Стой, недавно лиса хвалилась тем, что утку поймала. Похвалюсь-ка я тоже перед ней. (Взял он в пасть воробья и отправился к лисе. А лиса тем временем уже знала, что медведь идет хвастаться своей добычей и решила его проучить.)
– Дружите медведь, что это ты держишь в зубах?
- Скворца,- отвечает сквозь зубы медведь.
– Не слышу, дружище медведь, я нынче спала, положив под ухо камень, вот уши и заложило. Говори громче!
– скворца, скворца.
– Убей, не слышу! Говоришь так, будто воду глотаешь. Что тебе стоит сказать ясно и внятно?
- шшкворца, шшкворца.
- шипеть начал! Что у тебя во рту? Змея что ли? Уф, то ли язык проглотил. Говори внятно.
Не выдержал медведь такой пытки. Рявкнул во всю пасть:
– Скворца!
А птичке только того и надо было, вырвалась она из пасти хищника и упорхнула в небо.
– А теперь вот слышу,– говорит лиса. – Значит, говоришь, скворца?
– Слышать-то ты слышишь, а он улетел,– сокрушенно произнес медведь.
Тогда лиса стала его поучать:
– Эх, медведь, медведь! Не умеешь ты хвастать. А если быть откровенным, ты просто глуп. Сказал бы уж "птица", а не "скворец", тогда и зубы не разжались бы, и скворец твой не улетел!
Воспитатель. Ребята, какую сказку мы с вами показали?
Дети. Башкирскую народную сказку «Лиса и медведь»
Воспитатель. Скажите, что нам хочет сказать сказка? К чему нас учит сказка?
Дети. Эта сказка учит нас не быть хвастунами, не жадничать, и прежде чем говорить, надо много-много раз подумать.
Воспитатель. Молодцы! А теперь все вместе вернемся обратно в наш детский сад, чтобы выполнить следующее задание Урала батыра. (под музыку курая проходим через мост и оказазываемя в д/с). Ребята, Урал батыр предлагает вам вспомнить пословицы на те качества, которых вы перечисляли. (Дети перечисляют)
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Слово не воробей, выпустишь - не поймаешь.
Не беда ошибиться, беда не исправиться.
Говори меньше, думай больше.
Говорить не думая, что стрелять не целись.
В мелких словах и большое дело можно утопить.
Слово выпустишь, да и крюком не втащишь.
Легко хвалиться, легко и свалиться.
Раздаётся телефонный звонок. Воспитатель извиняется и разговаривает:
Воспитатель. Алло, здравствуйте, а кто это говорит?
Уральбатыр. Это говорит Урал батыр.
Воспитатель. Ой, извините, я вас сразу не узнала.
Урал батыр. Вы нашли мой бочонок, выполнили задания?
Воспитатель. Ой ребятки, давайте расскажем Уралу батыру. (Дети подходят по одному к телефону и говорят. – Мы отгадали все картинки по сказкам.
- перечисляли героев сказок.
- показали башкирскую сказку «Лиса и медведь»
- загадывали и отгадывали загадки.
- вспомнили пословицы.
Урал батыр. Молодцы! Вот теперь я уверен. Что вы станете добрыми, честными, справедливыми…А теперь еще раз загляните в бочонок. Это для вас угощение.
Воспитатель. Спасибо, Урал батыр. А теперь для гостей станцуем башкирский танец.