Любовь Шерстнева
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Дубровский детский сад №2 «Ромашка»
Представление опыта работы по теме «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Подготовила
Воспитатель
высшей
квалификационной
категории
Шерстнева Л. Н.
Дубровка 2023
(Слайд 1) титульный
Публикация «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Добрый день, уважаемые коллеги!
Предлагаю вам познакомиться с опытом моей педагогической деятельности на тему «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста».
Слайд 2
Актуальность моего педагогического опыта обусловлена тем, что вопрос нравственного развития, воспитания, совершенствования подрастающего поколения особенно остро стоит в современном обществе. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям.
Под влиянием компьютерных игр, современных игрушек, новомодных детских произведений и издаваемых книг, далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости.
Зная возрастные особенности детей, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. А именно с самого раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
3 слайд
Работу по формированию нравственных качеств детей я решила проводить через ознакомление с русскими народными сказками, т. к. считаю, что именно сказка играет важную роль в духовном обогащении младших дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
4 слайд
Исходя из всего этого, я поставила перед собой следующую цель: создание педагогических условий для нравственного воспитания дошкольников посредством сказок.
А для достижения цели определила следующие задачи:
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
3. Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
4. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
5. Развивать умение думать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению себе и другим.
6. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
5 слайд
Свою работу я разбила на три этапа: подготовительный, практический и обобщающий.
Этапы реализации задач.
I. Подготовительный
Изучение психолого-педагогической литературы:
1. Н. Виноградова «Воспитание нравственных качеств дошкольника»
2. В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» 3. Т. А. Шарыгина «Вежливые сказки»
4. А. Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника» 5. Л. И. Божова «О нравственном развитии и воспитании детей» 1995г.
6. О. Н. Пахомова «Добрые сказки» (Этика для малышей) 2003г.
7. Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2005г. Стр. 14-16
6 слайд
II. Практический
Работа с детьми: Он включает в себя работу по формированию нравственных представлений и качеств личности детей. Составила план работы с детьми:
- Подбор художественной литературы (сказок)соответствующихвозрасту детей
- Разработка конспектов ООД с детьми
- Чтение сказок с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев
- Проведение д/игр на материале известных сказок
- Проведение бесед с детьми на темы хороших и плохих поступков
- Проведение викторины по русским народным сказкам
- Проведение драматизаций сказок" Репка", «Колобок»
- Проведение досугов и развлечений
7 слайд
Свою работу я начала с подбора художественной литературы (сказок) соответствующих возрасту детей. Так как я работаю с детьми младшего возраста, я собрала библиотеку русских народных сказок, соответствующих этиму возрасту с иллюстрациями разных художников и начала знакомить детей со сказками.
8 слайд
Самый распространенный метод – это рассказывание и чтение сказки воспитателем. Старалась детям читать или рассказывать сказку выразительно, заворожительно, меняя интонацию голоса. Дети слушают меня с интересом, внимательно, переживают за героев сказки. Во время чтения книг учила детей аккуратности и бережному обращению с книгой.
9 слайд
На основе содержания сказок беседовала с детьми на темы хороших и плохих поступков, быть скромными, не хвастаться, не зазнаваться, как вести себя в гостях, как бы ты поступил, если бы… и т. д. Разработала по месяцам план бесед по нравственному воспитанию. Беседуя с детьми, побуждаю их думать и говорить, задавая им по 2-3 вопроса, даю возможность детям высказаться. Это позволяет мне понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта.
10 слайд
На закрепление знаний использовала рассматривание картинок, когда дети, глядя на иллюстрации, пересказывали сюжет сказок, задавала наводящие вопросы, на которые они отвечали, играли в дидактические игры
11 слайд
такие как: «Расскажи по картинке», «Кто за кем», «Раскрась по описанию»,
12 слайд
«Собери из частей» и т. д. Собрала картотеку дидактических игр по русским народным сказкам по младшему возрасту.
13 слайд
Провела занятия с детьми на темы: "Путешествие по русским народным сказкам", "Избушка для лисички", "Колобок в гостях у ребят", "Посуда для медведей", "Выросла репка- большая пребольшая", "Колобок покатился по дорожке".
14 слайд
Развлечение «В гостях у бабушки Арины»
15 слайд
В группе мною создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда, рационально организована обстановка с книгами, играми, дидактическими материалами. В группе есть центр книги, в котором мы разместили разные книги со сказками.
16 слайд
Театральный и игровой центры оснащены масками, костюмами, атрибутами для самостоятельной игры, различными видами театров, которые периодически пополняются.
17 слайд
Оформлен лэпбук «В гостях у сказки»
18 слайд
С помощью родителей воспитанников приобрели настольные игры"Узнай сказку","Сказки на кубиках","Лото","Пазлы","Сказочное домино",
19 слайд
а также игры, направленные на развитие связной речи: "Мои любимые сказки, "Что сначала, что потом", "Расскажи сказку".
Периодически пополняем библиотеку книгами русских народных сказок с иллюстрациями разных художников, создаем аудиотеку.
20 слайд
Показываем самостоятельно драматизации по русским народным сказкам, правда не всегда все получается, но мы не огорчаемся, учимся.
21 слайд
Провела с детьми викторины по сказкам, выставки детских работ "Мой любимый сказочный герой", "Моя любимая сказка"
22 слайд
Вся работа, направленная на развитие личности ребенка через знакомство со сказкой происходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребёнка в дошкольные годы.
Я привлекаю родителей к участию в театрализованных представлениях, в развлечениях, в проводимых совместно с детьми праздниках, делаю акцент на важность чтения сказок, в том числе чтении сказок на ночь.
23 слайд
Мною подготовлены и проведены консультации для родителей, родительские собрания по данному вопросу.
Считаю, что родители стали более компетентны при выборе сказок для детей, стали больше времени уделять чтению сказок, беседовать со своими детьми по их содержанию.
24 слайд
В настоящее время я продолжаю работу по этому направлению, но уже вижу её результаты. Воспитанники моей группы знают определенные сказочные сюжеты, составляющие духовный опыт человечества;
- понимают сюжетную линию сказки;
-умеют передавать художественный образ в продуктивных видах деятельности.
дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим.
25 слайд
Спасибо за внимание!