Валентина Молчанова
Скаффолдинг как особый вид педагогической поддержки ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
В переводе с английского слово «скаффолдинг» (scaffolding) означает
«строительные леса». Скаффолдинг помогает понять, как происходит движение ребенка внутри зоны его ближайшего развития от уровня актуального к уровню его потенциального развития.
Эту поддержку и обозначают метафорой «строительных лесов», или
«подпорок». Чем лучше дошкольник овладевает новым навыком или знанием, тем меньше он нуждается в этих «подпорках», и в конце концов воспитатель убирает их.
Теорию скаффолдинга в обучении впервые сформулировали в 1976 году
американские психологи Джером Брунер, Дэвид Вуд и Гейл Росс в работе
«Роль тьюторинга в решении задач».
Основные принципы скаффолдинга:
Задача не изменяется, но уровень поддержки действий ребенка по ее решению варьируется. Уровень поддержки меняется от максимального к минимальному вплоть до полного ее прекращения. Неизменный характер задачи особенно важен для тех заданий, в которых их упрощение, в сущности, меняет саму природу того знания, которым следует овладеть ребенку. Примером может являться обучение ребенка письму и чтению, где следование привычному для традиционной педагогики пути «от простого к сложному» (обучение ребенка отдельным буквам, затем — отдельным словам, и только после этого — переход к усвоению целого сообщения) разрушает структуру письменной речи, не способствуя, а препятствуя усвоению ребенком смысла письменного сообщения.
По мере того как ребенок овладевает новыми действиями или новой
информацией, ответственность за выполнение задания переходит от взрослого в распределенную форму и затем к самому ребенку.
Все виды поддержки носят временный характер и постепенно уменьшаются по
мере роста самостоятельности ребенка.
При правильно организованном скаффолдинге задание не должно меняться.
Например, если ребенок учится пересчитывать десять предметов, то на всех
стадиях обучения он пересчитывает именно десять предметов, а не семь или три.
На уровне максимальной поддержки воспитатель держит ребенка за руку и
показывает вместе с ним на каждый предмет, произнося вслух: «Один, два, три».
На первом этапе воспитатель принимает на себя ответственность за все действия, в то время как ребенок просто следует его примеру. Затем воспитатель постепенно уменьшает поддержку (аналогично принципу «разбирай леса по мере завершения строительства», делегируя ответственность ребенку. На втором этапе педагог все еще помогает указывать на предметы по мере их пересчета, но ребенок уже сам называет их количество. Наконец, воспитатель полностью прекращает поддержку,
предоставив ребенку самостоятельно и указывать на предметы, и пересчитывать их.
Эти принципы в 1983 году Артур Эпплби и Джудит Ленджер дополнили пятью
критериями скаффолдинга:
Целенаправленность: у задачи должна быть ясная цель, на достижение
которой будут направлены действия ребенка.
Соответствие возможностям: задача должна быть достаточно трудна для
самостоятельного решения, но поддаваться усилиям ребенка при содействии
педагога.
Структурированность: выполнение задачи должно быть организовано так,
чтобы способствовать естественному течению мыслей обучающегося, подталкивая его к правильному решению.
Сотрудничество: ребенок должен воспринимать педагога не как
оценивающего надзирателя, а как соратника.
Интернализация: по мере того как знания и навыки усваиваются
дошкольником, внешние «подпорки» стоит постепенно убирать.
Помимо линий, которые сами по себе являются скаффолдингом и поддерживают зарождающиеся у ребенка металингвистические способности (представление о слове, смысле сообщения и т. д., воспитатель использует и другие формы скаффолдинга, поддерживающие внимание и память ребенка, на которые в процессе письма приходится значительная нагрузка. Одной из таких форм является использование ребенком внешней речи — проговаривание слов в процессе их написания и «чтение» уже написанных слов или пустых линий, помогающее вспомнить следующее слово в предложении. Другая стратегия самоскаффолдинга — использование собственных рисунков, помогающих ребенку вспомнить содержание всего сообщения, пока он сосредоточивается на написании отдельных слов.
Еще одна форма скаффолдинга — это специфическая организация социальной среды, способствующая освоению ребенком «орудий разума» и формированию у него высших психических функций: сюжетно - ролевая игра и специальные формы работы в диадах и малых группах, когда дети по очереди принимают на себя роли контролера или деятеля.
Воспитатели используют различные формы скаффолдинга в разных контекстах в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка и уровня развития у него конкретных умений. Так, например, при обучении счету воспитателю доступны разные стратегии: чтобы помочь ребенку проговаривать число, воспитатель каждый раз трогает или передвигает предмет. Когда стоит задача помочь ребенку пользоваться внешними медиаторами, вводятся разного рода предметы, за которыми закрепляется определенное значение и которые помогают ребенку произвести требуемое действие (например, при выполнении пересчета могут использоваться как простые предметы вроде счетных фигурок, палочек или кубиков, так и более сложные, такие как числовая ось). Наконец, воспитатель может присвоить одному ребенку роль деятеля, а другому — контролера и раздать им соответствующие карточки с изображениями руки и галочки. В этом случае дети осуществляют взаимный скаффолдинг, проверяя результаты счета и тем самым развивая способность к мониторингу собственных действий — способность, которая потребуется им впоследствии при формировании учебной деятельности.
Список использованной литературы:
1. Электронный источник: http: // www.pedkabinet.ru / load / knizhnaja _ polka /
metodiki _ i _ tekhnologii / skaffolding _ kak _ osobyj _ vid _ pedagogicheskoj _
podderzhki _ rebenka / 42 - 1 - 0 - 623