Корякина Лариса Сергеевна
Система работы с неблагополучными семьями в ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Известный детский психиатр М. И. Буянов считает, что все в мире относительно – и благополучие, и неблагополучие. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально – психическое состояние.
Публикация «Система работы с неблагополучными семьями в ДОУ» размещена в разделах
Согласно Федерального Закона от 24.06.99 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» одной из важнейших задач ДОУ является выявление семей, находящихся в социально - опасном положении, и оказание им помощи в воспитании детей.
В семье дети получают первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.
Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье :
1. социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия);
2. медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей — особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
3. социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);
4. социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
5. психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
6. криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).
Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная).
Педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию родителей и других членов семьи. Педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры, для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.
Социально-педагогическая работа с различными типами семей
1. Семьи, в которых находятся опекаемые дети:
• выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей, создание банка данных;
• участие в обследовании условий жижи и воспитания детей;
• контроль за здоровьем и оздоровлением детей;
• поддержка семьи опекунов (педагогическая, просветительская и др.);
• работа с воспитателями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям;
• защита интересов опекаемых;
• законодательное просвещение;
• практические мероприятия для семьи.
2. Многодетные семьи :
• содействие родителям в повышении качества выполнения ими
воспитательных функций;
• организация благотворительной помощи;
• рекомендации по организации семейного досуга;
• профориентационная работа;
• законодательное просвещение;
• совместные мероприятия для детей.
3. Неполные семьи :
• оказание необходимой помощи в получении пособий;
• психолого-педагогическое консультирование;
• профилактика асоциально-аморального поведения;
• организационно-практическое содействие родителям в выполнении их
воспитательных функций (ГПД, благотворительная помощь и др.);
• законодательное просвещение.
4. Проблемные семьи :
• изучение динамики развития проблемы семьи;
• общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;
• законодательное просвещение.
МЕХАНИЗМ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, старшего воспитателя, воспитателей, медицинского работника) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт семьи и ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.
Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
Признаки неблагополучия семьи :
1. Ребенок неухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.
2. Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.
3. Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.
4. Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.
5. Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.
6. Ребенок часто находится у бабушки, родители в детском саду не появляются.
7. При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.
Педагогический коллектив нашего ДОУ считает, что работу по выявлению первичной профилактики безнадзорности и жестокого обращения несовершеннолетних надо начинать уже в детском саду. Если приложить все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее воспитание, то в итоге обеспечивается более безопасный и человечный мир вокруг.
Ежегодно в нашем учреждении составляется социальный паспорт семей.
В этом году наше дошкольное учреждение посещает 85 воспитанника в возрасте от полутора до четырех лет, среди них 93 % полные семьи и только 7 %, где ребенок воспитывается одним родителем, выросло количество многодетных семей- с 4 % до 8%, повышается образование родителей с 16% до 28%, социальный статус
Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.
Чтобы был виден результат, мы начали с того, что на уровне ДОУ разработали ряд нормативно-распорядительных документов:
1. Приказ о назначении ответственного лица за работу с неблагополучными семьями.
2. Положение о работе комиссии с семьями воспитанников, находящимися в социально опасном положении.
3 Программу «Сложная семья».
4. Алгоритм работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.
5. План работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.
6. Индивидуальные планы сопровождения неблагополучной семьи.
7. Набор памяток и рекомендаций для педагогов и родителей.
С целью повышения родительской компетентности, для оказания практической помощи воспитателям в организации работы с семьями была разработана программа «Сложная семья». Работу по программе мы начали с педагогического всеобуча тематической направленности.
С педагогами были проведены:
семинары: «Помощь неблагополучным семьям», «Технологии работы с неблагополучной семьей», «Защита прав и достоинства маленького ребенка.»
практикумы: «Семейные традиции. важно ли это?»,
педсовет «Проблема взаимодействия детского сада и семьи».
Единогласным решением мы пришли к тому, что воспитатель стремиться, чтобы ребенок был здоров и чувствовал себя комфортно и поэтому педагоги нашего ДОУ не ждут, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей.
Первый шаг – позволяет иметь точное представление о контингенте воспитанников - это составление списков детей, которые должны прийти в детский сад, изучение семьи и осознание существующих в ней проблем.
2-ой шаг - первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной семьи; составляется акт обследования и в котором для себя помечаем важные моменты, по которым нужно работать ( например: предложить семье обратиться в центр занятости, или подготовить беседу по теме, которая важна в этой семье.)
3-й шаг - знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни. (Общение с членами семьи должно проходить на уважительно-доверительном отношении, обращаться по имени отчеству, даже если родители младше вас.)
4-й шаг - знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;
( Всегда обращаемся за консультацией или с просьбой о помощи в любую службу: администрацию поселения, КДН, отдел опеки и попечительства, инспекцию по делам несовершеннолетних);
5-й шаг - изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций; (анкетирование, беседа, наблюдение, посещение семьи на дому);
6-й шаг -изучение личностных особенностей членов семьи;
(тестирование ( например: «Семейная социограмма», беседа, наблюдения и т. д.);
7-й шаг -составление карты семьи. (заполняется бланк карта семьи, где указывается всё о семье : дата рождения, семейное положение, статус, образование, где работают);
8-й шаг -составление программы работы с неблагополучной семьей;
9-ый шаг -текущие и контрольные посещения семьи;
10-ый шаг -выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
Программой предусмотрена и профилактическая работа в целом с семьями воспитанников ДОУ, для этого воспитатели применяют:
- Метод беседы, который дает возможность воспитателю проникнуть в духовную жизнь семьи, выяснить все трудности их жизни. Например- это беседа за чашкой чая или круглый стол «Права и обязанности родителей», «Создание безопасности в собственном доме», «Конфликтное поведение ребенка в семье».
- Собрать материал, характеризующий семью можно методом анкетирования. Из анкеты мы узнаем интересы, особенности, семьи «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?», «Хорошие ли вы родители?», «Что я желаю для своего ребенка».
- Активно используется метод тестирования. Оно может проводиться в форме опроса, наблюдения, эксперимента. Например «Семейная социограмма»
- Используется метод поддержки личности. Например «Вручение медалей родительской гордости», а также использование народной педагогики: воспитание словом, делом, природой и искусством, традициями, общественным мнением.
Методов для профилактической работы существует много, но для каждой семьи они должны быть индивидуальны.
Контроль за результативностью, динамикой показателей данной работы осуществляет координатор и комиссия по работе с семьями.
По итогам проведенной работы в детском саду появились новые традиции.
Для многодетных и малообеспеченных семей в ДОУ проводятся ежегодные соревнования «У нас спортивная семья», которые входят в неделю Здоровья (вторая неделя апреля, «Рождественские посиделки» с чаепитием, акция посвященная актуализации совместного опыта родителей и детей, через конкурс стенгазет «Где бывали, что видали», конкурс рисунков «Моя семья»
В качестве резерва в совершенствовании деятельности работы с неблагополучными семьями необходимо ввести ставку психолога или социального педагога.
Перспективы дальнейшего развития.
К сожалению, ежегодно списки неблагополучных семей пополняются новыми
именами. Поэтому нам необходимо продолжать работу в этом направлении.
Программа будет актуальна на протяжении многих лет. Естественно, она будет дополнена и модернизирована, будут включены новые приемы работы, но основа программы остается.
Успех в работе воспитателя с семьей воспитанника будет тогда, когда отношения с родителями будут строиться на высоком уважении интересов семьи, родительского авторитета, на всемерном содействии семье в ее духовном обогащении и тем самым в ее культурном и моральном влиянии на детей.