Щукина Антонина
Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенность нашего учреждения в том, что в одном здании функционируют восемь дошкольных групп и классы начальной школы. Вся наша работа строится в рамках преемственности между начальной школой и детским садом. В начальной школе функционирует отряд «Юных инспекторов дорожного движения»
Актуальность обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на догах города в наше время ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам, взрослым.
Публикация «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Жажда знаний, желание открывать что – то новое, ставит наших почемучек перед реальной опасностью, в частности, и на улице. Вот почему уже в детском саду необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения.
Но учение ни в коем случае не должно ограничиваться или сводится к «это можно, а это нельзя». Это скучно и неинтересно детям, поэтому задача взрослых, педагогов – сделать обучение занимательным, интересным, игровым, увлекательным.
Вот уже на протяжении нескольких лет в практику организации воспитательно – образовательного процесса МДОУ ЦО № 9 стр 3 в рамках познавательно – речевого развития ребенка –дошкольника входят программы по основам безопасности жизнедеятельности детей, направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой опасных ситуациях на дорогах, в транспорте.
Сегодня мы можем говорить о том, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей тем более, что сводки о дорожно – транспортных происшествиях с участием детей вызывают большую тревогу и озабоченность общества.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дорогах и улицах города мы начинаем с младшего дошкольного возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочнее, правила, усвоенные ребенком. Впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Организация всей нашей работы по воспитанию и формированию навыков безопасного поведения не дороге у ребенка-дошкольника строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны между собой и реализуются в единстве.
• Принцип системности. Работа проводится систематически в течение учебного года в рамках перспективного плана при гибком распределении программного материала в соответствии с возрастом ребенка (в каждой возрастной группе выбран свой определенный день недели, когда воспитываются и формируются знания ПДД в различных видах деятельности).
• Принцип учета условий местности. Тула – это большой город, и быстро развивающийся и с увеличивающимся количеством автотранспорта.
• Принцип интеграции. Содержание тематических блоков («Автотранспорт, его виды», «Дорожные знаки», «Правила поведения на дороге, в общественном транспорте», «Перекресток» и другие) естественно и органично интегрируются в целостный педагогический процесс, охватывая все линии развития ребенка: познавательно-речевое, социально-личностное, физическое, художественно-эстетическое.
• Принцип координации деятельности педагогов. Формирование навыков безопасного поведения ребенка-дошкольника на дороге, знаний ПДД происходит во всех видах детской деятельности с участием не только воспитателей группы, но и всех специалистов ДОУ: музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре, руководителя студии ручного художественного труда, изобразительной деятельности, театрализованной деятельности.
• Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Программные задачи предполагают обширную работу с воспитанниками и организацию различных видов деятельности. Знакомство с правилами дорожного движения. Культурой поведения на улице связано с развитием ориентировки в пространстве, формированием таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях, передачу знаний из личного опыта в игровой, изобразительной, творческой деятельности.
С целью координации воспитательно – образовательного процесса в МБОУЦО № 9 разрабатывается план работы педагогического коллектива по различным линиям и направления развития ребенка, в том числе и «Формирование навыков безопасного поведения на дорогах и улицах города», где предусматривается организационно – методическая работа с педагогами и специалистами, с воспитанникам ДОУ, взаимодействие с родителями, с внешними организациями и учреждениями.
В настоящее время мы успешно реализуем собственную рабочую программу «Дорожная азбука». Данная программа входит в вариативную часть общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями.
Как правило, планируются мероприятия, адекватные сложившейся в городе дорожно – транспортной обстановке, возрастным психофизическим особенностям детей дошкольного возраста, запросам и потребностям социума.
Таким образом, мы можем говорить о том, что все мероприятия, направленные на формирование навыком безопасного поведения на дорогах и улицах города у наших воспитанников, условно можно разделить на:
-Методическая работа с педагогами ДОУ
-Работа с воспитанниками ДОУ
-Взаимодействие с родителями
-Взаимодействие со сторонним организациями ГИБДД
Одно из ведущих направлений в работе по ПДД и соответственно предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма является методическая работа с педагогическим коллективом.
Основные направления и формы работы с педагогами по обучению детей правилам дорожного движения :
• «Круглые столы»;
• Консультации;
• Педагогические советы;
• Беседы;
• Анкетирование;
• Деловые игры;
• Взаимодействие с сотрудниками ГИБДД ;
• Открытые просмотры занятий.
Методическая работа с педагогами предполагает такие организационные мероприятия, как оформление консультативного материала, подбор литературы и пособий по дорожной тематике, оказание практической помощи по созданию предметной среды.
Работа с воспитанниками ДОУ направлена на достижение целей формирования основ безопасности жизнедеятельности предполагает следующие задачи:
- Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.
- Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение избегать их.
- Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно - транспортном процессе.
- Дать детям представление о том, что несоблюдение ПДД опасно для здоровья.
При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного движения соблюдаются три аспекта взаимодействия с транспортной системой города :
Ребенок – пешеход;
Ребенок – пассажир городского транспорта;
Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах проводится планово, систематически, постоянно. Она охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок смог реализовать в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Обучение ПДД не выделятся в самостоятельный раздел, а включено в направления Программы воспитания и обучения в детском саду и реализуется через:
1. организованные формы обучения на занятиях:
- ознакомление с окружающим
- развитие речи
-чтение художественной литературы
- конструирование
- изодеятельность
2. совместную деятельность взрослого и ребенка,
3. самостоятельную деятельность ребенка.
Обучение ребенка дорожной грамоте проводится в различных формах. Причём большая часть из них должна быть наглядной, театрализованной, музыкальной, игровой. Ведь игровая деятельность - ведущая в жизни дошкольника. У детей очень хорошо развито воображение и только яркие моменты оставляют в сознании детей нужные знания, так необходимые ему. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, но и в сказке, викторине, игре.
Основные направления и формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения :
• Познавательные занятия;
• Чтение художественной литературы, беседы;
• Целевые прогулки и экскурсии;
• Сюжетно –ролевые, дидактические игры;
• Праздники и развлечения;
• Создание атрибутики к играм ;
• Организация творческих выставок;
• Проведение тематических акций:
-«Внимание дети»
-«Дорожная азбука»
-«Зимние каникулы»
Работа с детьми осуществляется в этом направлении на познавательных занятиях, беседах, рассказах из личного опыта, эти полученные знания закрепляются и в детской художественно-продуктивной деятельности, на музыкальных и физкультурных занятиях.
В течение учебного года одну неделю в квартал проводятся тематические акции: «Внимание дети», «Дорожная азбука», «Зимние каникулы», «Летние каникулы» посвящая работе по изучению ПДД целиком, с целью «погружения» ребёнка в данную проблему. Планирование всех видов деятельности не только ребёнка, но и всего коллектива учреждения.
Мы понимаем, что без активного сотрудничества и поддержки со стороны родителей работа по формированию навыков безопасного поведения на дороге вряд ли будет успешной; ведь роль семьи (в первую очередь мамы и папы) в воспитании детей трудно переоценить. Родители для ребенка – образец поведения и эталон для подражания. Именно об этом должны помнить родители, когда вместе с ребенком делают первый шаг на проезжую часть дороги. Мы стараемся донести до понимания родителей ответственность за неправильное поведение на дороге, несоблюдение ПДД, - все это может обернуться трагедией. Вот почему для нас так важно неформальное участие родителей в работе по воспитанию безопасного поведения на дорогах и улицах города. А работа эта реализуется в разных формах : это информация на консультационных стендах, памятки, буклеты, разработка «безопасного маршрута Дом – детский сад» для собственного ребенка, участие родителей во встречах с сотрудниками ГИБДД, просмотр познавательных занятий по дорожной тематике в группах и, конечно, непосредственное участие в играх «Клуб знатоков ПДД». Ребенок радуется и гордится, что его папа (мама) лучше всех знает Правила дорожного движения, как поступить в опасных дорожных ситуациях. Мы стремимся к постижению родителями простой истины: «Переходить дорогу можно только держась за руку взрослого; помнить, что безопасность ребенка, в конце-концов, в руках мамы (папы); все навыки и привычки, связанные с дошкольником и его поведением на дороге, формируются под влиянием взрослого».
Наши родители всегда участвуют вместе со своими детьми в творческих конкурсах рисунков и поделок «Дорожные знаки», «Светофор».
Но решение любых воспитательных задач невозможно без создания соответствующей пространственной и предметно-развивающей среды. На территории ДОУ имеется дорожная разметка, где дети обыгрывают и используют на практике полученные знания, умения и навыки. У нас собрана «методическая копилка» - конспекты занятий педагогов по данному направлению, имеются методические рекомендации, консультативный материал, различная специализированная атрибутика ПДД (дорожные знаки, костюмы, плоскостные изображения автотранспорта, специально оборудованный кабинет по безопасности жизнедеятельности.
Оснащение кабинета по безопасности жизнедеятельности по разделу
«Изучение правил дорожного движения»
Наглядные пособия.
Методическая и художественная литература.
Сценарии праздников, экскурсий, бесед, консультаций, конспекты занятий и развлечений по пропаганде дорожной азбуки.
Фотоальбом, детские рисунки.
Комплект плакатов по предупреждению дорожного травматизма.
Комплект плакатов «Правила дорожного движения».
Материал по работе с родителями.
Макет светофора, дорожные знаки
Мини –коврики с дорожной разметкой для игр с машинами
Необходимым условием успешности нашей работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге является сотрудничество детского сада с ГИБДД. Встречи с инспекторами стали традиционными. Наши воспитанники с удовольствием общаются и обсуждают проблемы дорожного движения с инспектором, прикрепленного к детскому саду.
Вообще, рассказывать о нашей работе можно бесконечно много, лучше всего о ее успешности свидетельствует опыт самого учреждения, навыки и знания наших воспитанников.
Сегодня мы можем говорить о том, что достигли. Но самое главное, пожалуй, то, что наши воспитанники – примерные пешеходы и им нравится быть такими.