Татьяна Водянова
Система планирования и формы проведения НОД по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование работы по экологическому воспитанию детей в дошкольном учреждении
Важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.
Публикация «Система планирования и формы проведения НОД по экологическому воспитанию» размещена в разделах
Экология в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования.
Экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Целью экологического воспитания являются :
создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам.
изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Задачи экологического воспитания :
1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
6. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Работу по экологическому воспитанию детей я веду в режимных моментах, и стараюсь построить согласно временам года.
Так же в работе широко использую загадки о природе и природных явлениях. Наглядный материал: стенды, фотографии, комнатные цветы, деревца на участке детского сада, фонотеку дисков с познавательным материалом о природе.
В своих занятиях используются различные подвижные игры природоведческого содержания «Ласточки и мошки», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы» «Хитрая лиса», в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе; дидактические игры с предметами «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» - уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память. Настольно-печатные игры «Времена года», «Чьи детки», «Кто в избушке живет» - направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы. Словесные игры «Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?» - закрепляющие знания о природе, развивающие внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции.
Наблюдения, опыты, эксперименты позволяют обогатить опыт ребенка – дошкольника, стимулируют мысленную активность, детскую любознательность, самостоятельность, удовлетворяют естественную потребность к деятельности. При организации опытов и наблюдений важно, чтобы ребенок приобретал гуманный опыт познания действительности, чтобы данные виды деятельности были безопасны не только для самого ребенка (что, безусловно очень важно, но и для живых объектов, т. е. опыты, наблюдения и эксперименты должны нести не только познавательную нагрузку, но и воспитывать доброжелательное отношение к живой природе.
Формы экологического образования детей дошкольного возраста. Занятия по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Непосредственная образовательная деятельность являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Непосредственная образовательная деятельность позволяет педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.
Под руководством воспитателя у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Это является важным условием овладения детьми элементарными способами познавательной деятельности и развития их умственной активности и самостоятельности. Непосредственная образовательная деятельность дает возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни.
Непосредственная образовательная деятельность осуществляется разными методами: наглядными, практическими и словесными. Эти группы методов обеспечивают наглядно – действенное усвоение детьми
содержания знаний о природе. Преимущественное значение в ознакомлении детей с природой имеют наблюдения разного вида, обеспечивающие восприятие объектов природы и формирование конкретных представлений о ней.
Процесс формирования на занятиях знаний, навыков и умений длительный. Он включает ряд этапов. На одних занятиях идет формирование первичных знаний о природе. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин. На других занятиях идут углубление, расширение, конкретизация знаний. Для этого используются рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, повторные наблюдения.
Требования к планированию. Учет возрастных особенностей. Учет условий экологической развивающей среды.
При планировании работы по экологическому воспитанию дошкольников важно учитывать возраст детей, их возрастные особенности. Содержание экологического воспитания в большой степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольное учреждение.
Содержание планирования реализуется в трех блоках педагогического процесса:
- специально организованное обучение в форме занятий (календарные тематические недели мой город; урожай; краски осени; животный мир; здоровей-ка; кто как готовится к зиме; здравствуй, зимушка –зима; маленькие исследователи; миром правит доброта; весна шагает по планете; встречаем птиц; волшебная вода; мир природы;)
- совместная деятельность педагога с детьми и родителями (оформление уголков в группе по тематическим неделям, выставка «Дары осени», оформление участков, конкурс рисунков «наш чистый Челябинск»)
- свободная самостоятельная деятельность детей (игры в уголках эксперимента, дидактические игры по формированию экологических представлений)