Татьяна Ермоленко
Система оценки качества образования в современном ДОУ — роль воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
«Система оценки качества образования в современном ДОУ – роль воспитателя»
(выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОУ)
Ермоленко Татьяна
Викторовна,
воспитатель,
2020 год
Вопросы повышения управления качеством образования становятся очень актуальными. Из литературных источников можно узнать о разных трактовках понятия «Качества образования». Нам более приемлемо высказывание авторов, которые вы видите на экране.
Темочки:
В настоящее время признается положение о том, что на психическое, физическое, личностное развитие воспитанников детских учреждений особое влияние оказывают четыре аспекта: характер организации предметно-пространственной среды, поведение воспитателя, тип образовательной программы и количественное соотношение детей и взрослых. Управление качеством в воспитательно-образовательном процессе составляет основной предмет управленческой деятельности на всех уровнях системы дошкольного образования, в том числе и на уровне педагога.
Я планирую образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей детей, моя задача принять ребенка как личность. Для этого необходимоя стараюсь сформировать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми.
Так, в начале учебного я разработала программу на первую младшую группу, в системе мониторинга в первую очредь я выявляю уровень сформированности достижений детей. На основе полученных данных заполняю индивидуальные карты развития воспитанников с рекомендациями. Я работаю на первой младшей группе, приведу пример индивидуальных карт на двоих детей. Первый ребенок тяжело адаптируется в детском саду, а втрой, легко.
Затем составляю перспективный (полугодовой) план индивидуального сопровождения развития детей группы. В нем указываю задачи, формы достижения результата и отмечают наличие или отсутствие положительной динамики.
Данная работа отражается в календарном плане, который предусматривает задачи для детей как со сформированными, так и с несформированными достижениями. Также в календарном плане предполагается свободное место для фиксации действий педагога с целью поддержки инициативы воспитанников.
Следующий этап — создать условия для выражения детьми мыслей и чувств. Динамичный ритм дня заставляет меня, как педагога постоянно подгонять медлительных детей и сдерживать активных. Однако для развития дошкольников большое значение имеет проживание ситуации в индивидуальном темпе. Для этого я создаю благоприятные условия.
Например, в группе я организовала уголок, в котором интересно и полезно и замкнутым, и гиперактивным детям. Чтобы оказать помощь ребенку в этом уголке, разработала технологическую карту.
Во время занятий, игровой и свободной деятельности педагог должен предоставлять детям свободу в общении со сверстниками. В свободной деятельности воспитанники объединяются в микрогруппы на основе личных симпатий и интересов. Сложнее обеспечить самостоятельное объединение детей в организованной деятельности, если время ограничено. Иногда дети открыто выражают свои антипатии.
Так как мои дети еще маленькие, им трудно выбирать партнера по игре.
Чтобы сформировать самостоятельность у ребенка, я создаю условия для планирования предстоящей деятельности. Я продумала такие формы, которые позволят воспитанникам доступно для их возраста запланировать и обозначить в группе любой вид деятельности. В этом мне помогают:
- олицетворенные заготовки с магнитной основой в каждом уголке.
- взаимодействую с родителями.
Гармоничное развитие дошкольника возможно только при активном участии семьи в образовательном процессе. Если понаблюдать за общением родителей с детьми, можно обнаружить, что они:
- часто используют приказной тон,
- остаются равнодушными к мои рекомендациям;
- не участвуют в совместных с ребенком мероприятиях, ссылаясь на занятость.
Чтобы решить эту проблему я использую эффективные формы взаимодействия: семейные гостиные, дискуссии, круглые столы. Они формируют у родителей понимание важности своего участия не только в воспитании ребенка, но и в жизни группы.
Предлагаю родителям принять участие в психолого-педагогическом мониторинге. В ходе которых, они начинают понимать, над какими проблемами необходимо работать с ребенком индивидуально в группе и дома, и стремятся выполнять мои рекомендации.
Таким образом, приоритет качества образования делает остроактуальной проблему поиска эффективных механизмов управления им на всех уровнях образовательной системы, начиная с дошкольного учреждения. Последнему принадлежит особо важная роль, которая определена уникальностью дошкольного детства как периода разностороннего развития ребёнка, формирования и становления у него основ "культурного человека". А эту роль в дошкольном образовании играет воспитатель. От воспитателей зависит многое: если воспитатель плохо выполняет свои профессиональные обязанности, то и образование детей будет хромать, а если воспитатель будет добросовестно проводить воспитательно - образовательную работу с детьми по плану, программе, то образование будет идти вперед. Ведь образовательный процесс «как пирамида, как цепочка» - все ее компоненты взаимосвязаны.