Надежда Абрамова
Дидактическое пособие «Сезонное дерево» как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая концепция создания дидактического пособия заключается в его использовании, как инструмента для изучения сезонных изменений в природе и времен года.
Основные направления пособия :
Публикация «Дидактическое пособие „Сезонное дерево“ как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Времена года. Макеты сезонных деревьев
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Деревья и кустарники
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» сентябрь 2024
- расширение знаний детей о живой и неживой природе в разные времена года;
- использование пособия в качестве элемента природного календаря;
- способствование эффективному запоминанию времён года, увеличению словарного запаса, а также развитию речи детей;
- развитие коммуникативные качества в игре и других видах деятельности;
- содействие развитию воображения как основе творческой деятельности.
Данное пособие будет особенно полезно для детей дошкольного возраста.
Цель данной работы заключается в расширении знаний и представлений детей о временах года, а также о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
1) Познавательное развитие :
- углублять и расширять знания о временах года; - развивать математические способности, мелкую моторику рук, зрительное восприятие, умение концентрировать внимание.
2) Социально – коммуникативное развитие :
- формировать навыки сотрудничества и взаимопонимания;
3) Речевое развитие :
- активизировать словарный запас.
Актуальность пособия заключается в его применении как в образовательной, так и в игровой деятельности. Благодаря работе с пособием дети закрепляют знания об окружающем мире, о характерных признаках времен года, о животных и растительном мире; повышают уровень развития речи, активизируют мыслительные процессы.
Сезонное дерево прекрасно подходит для обыгрывания различных тематических сюжетов, может служить фоном для показа мини – спектаклей.
Пособие соответствует требованиям ФГОС ДО и отличается высокой содержательностью (разные атрибуты, изображающие птиц, животных, насекомых, листья, цветы, снежинки, фрукты и другое); оно легко трансформируется (не закреплено к одному месту, может передвигаться); многофункционально, вариативно, доступно и безопасно в использовании.
Педагог может адаптировать его к образовательным задачам и интересам детей, периодически обновляя игровой материал и добавляя другие дидактические пособия.
Пособие носит развивающий характер, активизирует детскую инициативу, вызывает у детей интерес, создает условия для возможности выбора материала, позволяет закреплять полученные знания, формировать новые представления и способы познавательной деятельности.
Сезонное дерево предполагает использование его детьми в свободное время самостоятельно и в команде, соблюдая заданные правила и придумывание новых.
Культура оформления дидактического пособия.
Дидактическое пособие обладает специфической конструкцией, которая позволяет легко собирать и перемещать его в необходимое место. Все компоненты пособия могут быть заменены в случае неисправности деталей или их повреждения. Оно предоставляет возможность использования заменителей и дополнения другими важными атрибутами, что развивает детскую фантазию.
Демонстрационные материалы разнообразны и отбирались с учетом индивидуальных особенностей восприятия детей. Эти двухмерные и объёмные фигурки знакомы детям и понятны, так же они привлекательны, вызывают интерес и желание играть с ними. Модели и изображения реалистичны и, насколько это возможно, соответствуют реальным объектам (внешний вид, размер). Элементы пособия художественно оформлены, аккуратны и безопасны в использовании.
Уникальность и новизна пособия заключается в том, что новое оборудование всегда привлекает внимание детей, а когда оно большое, красочное, располагающее к игровым действиям, то особенно увлекает. Дети могут использовать данный макет в соответствии со своими идеями и сюжетами игры, что способствует развитию творческого воображения.
Методические приёмы работы с пособием включают ознакомление с признаками времён года, рассматривание, ситуативные беседы, составление рассказов, сказок, отгадывание загадок, чтение и заучивание стихов о птицах и животных, о деревьях, дидактические игры, ручной труд по изготовлению составляющих пособия, обыгрывание, практические действия (замена и ремонт материала, рисование, лепка, аппликация по теме, счёт, составление задач).