Получи документы

Мастер-класс для воспитателей «Семья — это слово родное!»

Ирина Бойчук
Мастер-класс для воспитателей «Семья — это слово родное!»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Повышение профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей ДОО в приобщении к социокультурным и духовно – нравственным ценностям

Задачи:

Создать:

- психологически комфортную атмосферу для раскрытия творческого потенциала, коммуникативной компетенции педагогов ДОО;

- интерес к проблемам формирования духовно – нравственных ценностей у детей и их родителей;

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Семья — это слово родное!“» размещена в разделах

- условия для развития познавательной активности, расширения кругозора, обмена опытом посредством взаимодействия в микрогруппах и в целом в коллективе всех участников.

Доставить «интеллектуальную радость» от самой игры, от ее соревновательного характера, успеха совместной деятельности.

Стимулировать педагогов к выявлению, обобщению и распространению педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста по духовно – нравственному воспитанию.

Оборудование и материалы:

Ноутбук, проектор, презентация;

Бейджики для капитанов;

Карточки – названия команд («Озорная ромашка», «Звонкий колокольчик», «Веселая незабудка»);

Карточки с заданиями;

«Скрижали», заповеди (карточки);

Песочные часы (1 минута, колокольчик;

Фишки, шкатулки.

Организация: В зале – 3 круглых стола с табличками – названиями команд.

1 часть

1 раунд. «Народная мудрость»

Задание№ 1: Закончить пословицу.

Дерево держится корнями, а человек (семьей)

В хорошей семье хорошие дети (растут)

На что клад, коли в семье (лад)

Коли есть отец и мать, так ребенку (благодать)

Лучше нет дружка, чем родная (матушка)

На свете все найдешь, кроме родной (матери)

Задание № 2: Назвать русские народные сказки, в которых говорится о сиротской жизни.

(Ответы:

«Хаврошечка».

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

«Морозко».

«Волшебная дудочка».

«Дочь и падчерица».

«Кривая уточка».

«Ленивица и Рукодельница».)

Вопрос № 3: В каких сказках было 3 дочери или три сына?

(Ответ № 3:

В сказках было 3 дочери:

«Серебряное блюдечко и наливное яблочко».

«Марья Моревна».

«Солнце, Месяц и Ворон Воронович».

«Финист – ясный сокол».

В сказках было три сына:

«Царевна – Лягушка», «Сивка Бурка».

«Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо».

«Иван-царевич и серый волк», «Чудесная рубашка».

«По щучьему велению», «Летучий корабль».

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде».)

Вопрос № 4: В каких народных и авторских сказках встречается число 7?

(Ответ № 4: Число 7 встречается в русских народных сказках:

«Волк и семеро козлят».

«Семь Симеонов».

«Мальчик-с-пальчик».

«Мудрая девица и семь разбойников».

«Дочь-семилетка».)

Число 7 встречается в авторских сказках:

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях».

В. П. Катаев. «Цветик – семицветик».

Братья Гримм. «Белоснежка и 7 гномов».

Е. Пермяк. «Семь королей и одна королева».

А. Волков. «Семь подземных королей».)

Блиц - вопрос № 5: «Сказки А. С. Пушкина».

Вопросы 1 команде:

1. Какие качества проявили сестры царицы – жены царя Салтана? («Сказка о царе Салтане…»)

2. Какие качества помешали старухе стать владычицей морской? («Сказка о золотой рыбке»)

(Ответы:

1. Зависть, жадность, подлог (подмена письма, зло, сребролюбие.

2. Неуемная жадность, зависть, гордость.)

Вопросы 2 команде:

1. Что сделал королевич Елисей, узнав, что царевна пропала? («Сказка о мертвой царевне…»)

2. Каким ремеслом занималась старуха?

«(Сказка о золотой рыбке»)

(Ответы:

1. Королевич Елисей,

Помолясь усердно Богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей душой,

За невестой молодой

2. Старуха пряла свою пряжу.)

Вопросы 3 команде

1. К кому обращался за помощью Елисей?

(«Сказака о царе Салтане…»)

2. Чем славился царь Дадон?

(«Сказка о золотом петушке»)

(Ответы:

1. К солнцу, месяцу, ветру.

- Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь…

- Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

- Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч…

2. Царь Дадон славился тем, что был грозен и наносил обиды соседям.

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

С молоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело)

Блиц - вопрос № 6: «Сказки Ш. Перро» (по одному вопросу команде)

1. Чем занималась в своей семье Золушка? («Золушка»).

2. Почему на день рождения долгожданной принцессы пригласили фей? («Спящая красавица»).

3. Каким по счету был Мальчик-с-пальчик в своей семье? («Мальчик-с-пальчик»)

(Ответы:

1. Золушка мыла, стирала и готовила еду для своей мачехи и ее дочерей.

2. Принцесса должна была получить от них в приданое не меньше семи достоинств или добродетелей.

3. Мальчик-с-пальчик был седьмым ребенком в семье. Когда он родился, то был ростом не

больше вашего пальца, поэтому его и назвали Мальчик-с-пальчик. Он был очень умен, хотя родители и братья считали его дурачком, поскольку он все время молчал. Но зато он отлично умел слушать собеседника.)

2 раунд. «Тайны русского языка»

Вопрос № 1: От какого слова произошло слово «СЕМЬЯ»?

Ответ № 1: Слово «СЕМЬЯ» произошло от слова «СЕМЯ».

Вопрос № 2: Каково происхождение слова «супруги»?

Ответ № 2: Происхождение слова «супруги»:

«находящиеся в одной упряжке»;

«парная упряжка»;

«супружеская пара, муж и жена».

Вопрос № 3: Родители целуют своих детей. Каково происхождение слова «целовать»?

Ответ № 3: Происхождение слова «целовать»:

Древняя форма «целовати» образована с помощью глагольного суффикса -ова-ти (как миловать) от слов «цел, целый», то есть «невредимый», «здоровый». Первоначально «целовати» значило «желать здоровья», собственно «желать быть здоровым, возвратиться (из похода, с охоты и т. п.) целым, невредимым».

Впоследствии у глагола «целовать» развилось вторичное значение «прикосновением губ выражать хорошее отношение к кому-либо».

3 раунд. «Традиции целования в русской культуре»

Вопросы команде № 1: «Традиции целования в культуре наших предков».

Что является уникальным средством для всевозможных превращений и оживления сказочных героев?

Целование чего стало символической присягой воина?

Ответы № 1:

Уникальным средством для всевозможных превращений

и оживления сказочных героев является поцелуй.

Целование знамени стало символической присягой воина.

Вопросы команде № 2: «Традиции целования в культуре наших предков»

Что значит «христосоваться» в праздник Светлой Пасхи?

Как называют предательский поступок под маской любви и дружбы?

Ответы № 2

Православные люди «христосуются» в праздник Светлой Пасхи: троекратно целуются.

Предательский поступок под маской любви и дружбы – это поцелуй Иуды.

По евангельскому сказанию об Иуде, поцеловавшим Христа и тем самым

выдавшем его первосвященникам.

Вопросы команде № 3:

У кого из персонажей сказок Андерсена поцелуй был «холоднее льда»?

За какой предмет в сказке Г. Х. Андерсена «Свинопас» была назначена цена

в 100 поцелуев)

Ответы № 3:

У Снежной королевы поцелуй был «холоднее льда».

За трещотку в сказке Андерсена «Свинопас» была назначена цена в 100 поцелуев.

Ведущий: Это интересно знать:

Характерно, что поцелуй часто сопровождался пожеланием здоровья.

Троекратный поцелуй на Руси был обычным способом выражения приязни гостю. Гостевой поцелуй — поцелуй особый, наполненный большим смыслом. Гость в Древней Руси — это посланец судьбы, могущий как улучшить,

так и ухудшить жизнь хозяев.

«Дипломатический» поцелуй. В древности важную роль играло целование государевой руки.

В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки.

Целование как символ любви и уважения было воспринято и ранними христианами: «Приветствуйте всех братьев лобзанием святым» (1 Фес. 5: 26)

Целование руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, имеет особую духовно-нравственную значимость.

Получая от Бога благодать, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая

ему эту благодать подает. Одновременно целующий руку священника выражает почтение и к сану.

Подведение итогов игры. Награждение активных игроков и команд – победителей.

2 часть

1 раунд. «Семейное воспитание»

Вопрос команде № 1: Как на самом деле любить ребенка в семье?

Ответ № 1: Книга: Росс Кэмпбелл. Как на самом деле любить детей.

Автор:

- делает акцент на том, что в воспитании детей самое главное - любовь, причем любовь - безусловная, любить ребенка необходимо не зависимо от его поступков

- выделяет несколько видов проявления любви:

1) контакт глаза в глаза

2) тактильная любовь (прикосновения, ласка)

3) пристальное внимание - общение с ребенком

Безусловная любовь к ребенку означает любовь независимо от всего:

– от его недостатков и достоинств;

– от его поведения;

– от того, насколько оправдывает ребенок доверие родителей;

– от результатов, которые имеют родители в детях в настоящее время;

– от настроений и желаний родителей и от их планов;

– от его состояния здоровья;

– от возраста ребенка, потому что взрослые дети нуждаются в любви не меньше, чем маленькие.

Вопрос команде № 2: Какие черты характера формируются у ребенка, если он не получил в свое время должной родительской любви, ласки и внимания?

Ответ № 2: При отсутствии «должной любви» у ребенка формируются качества:

- отчужденность;

- неуверенность;

- чувство вины;

- чувство страха;

- непослушание;

- подавленность;

- непредсказуемые поступки ;

- беспокойство;

- неумение общаться;

- способность к ожесточению;

- угрюмость;

- раздражительность.

Вопрос команде № 3: Каковы христианские обязанности родителей

по отношению к детям?

Ответ № 3: Обязанности родителей:

- Давать детям имена. (Бытие 21:3)

- Обеспечивать их физические потребности. (1 Царств 1:22-24)

- Дать им образование. (Второзаконие 6:6-7)

- Воспитывать детей. (Притчи 22:6)

«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится»

- Воспитывать детей в Господе. (К Ефесянам 6:4)

«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших,

но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем».

Вопрос командам №1, 2, 3: Каковы христианские обязанности детей по отношению к родителям?

Ответ: Обязанности детей по отношению к родителям:

- Повиноваться им.

(Притчи 6:20 "Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей";

Ефесянам 6:1-3 "Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле";

Колоссянам 3:20 "Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу").

- Слушать и следовать их наставлениям.

(Притчи 1:8-9 "Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей",

Притчи 3:1-2 "Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе")

- Почитать их. (Исход 20:12, Левит 19:3 - Пятая заповедь в Законе Божьем).

- Уважать их в старости.

(Притчи 23:22 "Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится")

- Заботиться о них.

(1Тимофею 5:4 "Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу")

2 раунд «Божьи Заповеди»

На столах – конверты с «Заповедями» и «Скрижалями»)

Задание: Определить очередность (последовательность) библейских Заповедей (разложить карточки на «скрижалях» в порядке очередности).

Ответ: Божьи Заповеди:

1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

3 раунд «Семья – это слово родное!» (КАРТОЧКИ)

Блиц – вопросы команде № 1

- Как называли на Руси пару лошадей или волов, запряжённых в одну упряжку?

- Почему на Руси вплоть до XVIII века кузнец считался покровителем семьи и брака?

- Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?

- Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол, а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол.

Блиц – ответы № 1

- Пару лошадей или волов, запряжённых в одну упряжку называли: «супруги - находящиеся в одной упряжи».

- На Руси вплоть до XVIII века кузнец считался покровителем семьи и брака потому, что он ковал кольца.

- Про тех, кто то разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры говорят: «он выносит сор из избы».

- Русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи гореть, а для народа – светить».

Блиц – вопросы № 2

- На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай?

- При каком действии во время свадьбы на Руси говаривали: «Сколько кусочков, столько бы и сыночков»?

- По какой церковной книге с перечнем святых на Руси выбирали имя новорожденному?

- О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?

Блиц – ответы № 2

- На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться.

- При битье посуды во время свадьбы на Руси говаривали: «Сколько кусочков, столько бы и сыночков».

- По церковной книге СВЯТЦЫ с перечнем святых на Руси выбирали имя новорожденному.

- О русской МАТРЕШКЕ эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства».

Блиц – вопросы № 3

- Как звучит пожелание благополучия вступающим в брак молодым людям?

- Как известно, «золотая» свадьба празднуется через 50 лет после вступления в брак, «серебряная» – через 25, «ситцевая» – через один год. А когда празднуется свадьба, которую в народе называют «зеленой»?

- Какое название носит пятилетний юбилей супружеской жизни?

- В древнейшие времена белый цвет у многих народов, в том числе и у славян, был цветом траура. Почему же на славянской свадьбе невесте надлежало надевать именно белые наряды?

Блиц – ответы № 3

- Пожелание благополучия вступающим в брак молодым людям: «Совет да любовь».

- «Зеленая свадьба» - в день вступления в брак или день свадьбы. Это и есть сама свадьба.

- Пятилетний юбилей супружеской жизни – ДЕРЕВЯННАЯ СВАДЬБА.

- В древнейшие времена белый цвет у многих народов, в том числе и у славян, был цветом траура. На славянской свадьбе невесте надлежало надевать именно белые наряды. По верованиям славян, невеста должна была умереть для своего рода, чтобы вновь возродиться в роду мужа.

4 раунд «День семьи»

Вопрос № 1: С какого года в России отмечается День семьи, любви и верности?

Ответ № 1: С 2008 года в России отмечается День семьи, любви и верности. Символично, что 2008 год был объявлен ГОДОМ СЕМЬИ.

Вопрос № 2: Какие мероприятия в России стали традиционными в День семьи, любви и верности?

Ответ № 2: В России стали традиционными мероприятия:

- посещение храмов;

- поклонение мощам св. благ. кн. Петра и Февронии;

- поздравительные концерты;

- театральные представления;

- ярмарки;

- различные выставки;

- чествование многодетных семей, супругов, проживших вместе более 25 лет;

- благотворительные акции;

- просветительские акции «Подари мне жизнь!».

У молодежи есть поверье, что брак, заключенный в День семьи, будет долгим и счастливым.

Вопрос № 3: Почему покровителями христианского барака считают Петра и Февронью, Муромских святых супругов, чью память чтят 8 июля?

Ответ № 3: В жизни Петра и Февронии воплощаются черты, которые русская православная церковь всегда связывала с идеалом супружества, а именно:

- благочестие;

- взаимная любовь и верность;

- совершение дел милосердия;

- попечение о различных нуждах своих сограждан.

Вопрос командам (какая команда быстрее ответит) № 4: Есть ли в России награда – медаль «За любовь и верность»?

Ответ № 4 В 2008 году Организационный комитет по проведению «Дня семьи, любви и верности в РФ» утвердил Положение о медали «За любовь и верность». Награда присуждается парам,

- прожившим в браке не менее 25 лет,

- получившим известность среди сограждан крепостью семейных устоев, основанных на взаимной любви и верности,

- добившимся благополучия, обеспеченного совместным трудом, и воспитавшим детей достойными гражданами.

5 раунд «Символы семьи»

Задание № 1: Продолжите фразу: «Домашний очаг – это символ…»

Ответ № 1: Домашний очаг – символ семьи и благополучия,

домашнего уюта и тепла.

Кажется, что традиция зажигать домашний очаг на свадьбе, это традиция новая и современная. Но в старину было принято поддерживать огонь в очаге, чтобы придя домой все чувствовали тепло и уют. Вот и сегодня без этой доброй, светлой и необычайно красивой традиции трудно обойтись на свадьбе. Родители передают, своим детям, новой молодой семье, часть тепла и уюта из своего дома. Можно использовать свечу в виде очага, а можно оригинальные домашние очаги-подсвечники, которые остаются на долгую добрую память и могут служить символом всего прекрасного в семье.

Задание № 2: Продолжите фразу: «Ромашка – это символ…»

Ответ № 2: Ромашка – это символ любви, символ «Дня семьи, любви и верности».

- По поверью, ромашка – самый «ободряющий» цветок.

- Это символ правды, надежного и искреннего чувства.

- На языке цветов подарок в виде ромашек означает благие намерения, чистоту и невинность.

Задание № 3: Продолжите фразу: «Яйцо – это символ…»

Ответ № 3: Продолжите фразу: «Яйцо – это символ жизни»

- Яйцо символизирует потомство, повторное рождение и новую жизнь.

- С древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы.

- Когда-то было принято дарить яйца друзьям и родным в первый день Нового года и в день рождения.

- Богатые, состоятельные люди вместо окрашенных куриных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, символизировавшие солнце.

- У древних римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать печеное яйцо - это символически связывалось с успешным зачином нового дела.

- Пасхальное яйцо – символ праздника СВЕТЛОЙ ПАСХИ.

Задание № 1: Продолжите фразу: «Матрешка – это символ…»

Ответ № 1: «Матрешка – это символ

- материнства, продолжения рода;

- плодородия, богатства;

- России.

Русская матрешка - это народная душа в очаровательной форме и с большим содержанием.

Задание № 2: Продолжите фразу: «Крест – это символ…»

Ответ № 2: Крест – это святыня, символ

- христианства;

- украшения православных храмов;

- веры.

Задание № 3: «Самовар – это символ.»

Ответ № 3: Самовар – это символ семейного очага, уюта, дружеского общения.

На протяжении XIX и XX веков самовар стал характерным символом русского быта, центральным предметом чаепития, которое с XIX века стало рассматриваться как часть национальной культурной традиции.

6 раунд «Вместе с семьей»

Вопрос № 1: Какой вы хотите видеть свою семью?

Ответы: Большой, полной, дружной, счастливой, трудолюбивой, добропорядочной, благочестивой, православной, верующей…

Задание № 2: Продолжить фразу: «У меня есть 7 причин ужинать всей семьей. Это…»

Ответ № 2: Это:

- Сплочение семьи;

- Спокойное общение друг с другом;

- Уважение родителей детьми;

- Совместное обсуждение проблем;

- Усвоение хороших манер;

- Проявление внимания, заботы, любви друг к другу;

- Формирование добрых семейных традиций, нравственных ценностей.

Задание № 3: Продолжить фразу: «Счастливая семья зависит от меня, потому что…»

Литература:

Библия о детях и родителях. Краткий конспект одноимённой дискуссии// http://cogmtl.net/Articles/040.htm

Публикации по теме:

Буклет для воспитателей «Художественное слово в процессе организации режимных моментов» «В целом, люди работают напряженнее и более инновационно, если их не принуждают, совсем другая картина там, где им строго указывают,.

Консультация для воспитателей «Художественное слово для детей младшего дошкольного возраста» Консультация для воспитателей на тему: «Художественное слово для детей младшего дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель.

Мастер-класс для педагогов по социокультурному воспитанию дошкольников «Благодарное слово» «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» Тема: Благодарное слово Цель: подвести к более глубокому осмыслению социокультурной категории.

Мастер-класс для воспитателей «Декупаж»Мастер-класс для воспитателей «Декупаж» Уважаемые коллеги! Сегодня хочу поделить с вами мастер -классом который проходил у нас детском саду для воспитателей. Мастер - класс на.

Мастер-класс для воспитателей «Главная дорога» Комплексный подход в устранении речевых нарушений - вполне привычная формулировка, при этом реалии таковы, что логопед, работающий на логопункте,.

Мастер-класс для воспитателей «Манкография»Мастер-класс для воспитателей «Манкография» Назначение: изготовление аппликаций с использованием техники «Манкография» Цель: Познакомить воспитателей с нетрадиционной техникой рисования.

Мастер-класс по тестопластике для воспитателей «Черепашка»Мастер-класс по тестопластике для воспитателей «Черепашка» Хочу представить вашему вниманию свой мастер класс для воспитателей. Основной принцип мастер класса - "Я знаю, как это сделать и я научу.

Мастер-класс «ЗОЖ» для воспитателей Мастер класс для воспитателей Цель мастер-класса: формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в.

Мастер-класс «Эко-путешествие» для воспитателей ДОУ Мастер-класс для воспитателей «Эко - путешествие». Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии.

Ответное слово выпускникам от воспитателей https://ok.ru/video/1269313833545. Ответное слово выпускникам от воспитателей. Попурри на минусовки известных песен. На мотив песни «Губки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Семья — это слово родное!»
Опубликовано: 14 июня 2019 в 09:37
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей «Семья — это слово родное!»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Бойчук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД