Наталья Кротова
Проект «Семья — основа всех начал»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» особая и первостепенная роль в становлении личности ребенка отводится семье. Это обусловливается тем, что именно в семье начинается процесс познания особенностей человеческих отношений, формируются интересы и развиваются способности.
Обращаясь к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, отметим, что одним их принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из ряда задач, выделенных в Стандарте, акцентируем внимание на задаче, направленной на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» важность семья и семейных ценностей рассматривается через призму формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
Публикация «Проект „Семья — основа всех начал“» размещена в разделах
Сегодня в нашей стране в условиях экономического и политического реформирования в связи с занятостью членов семей наблюдается дефицит общения, утрата родственных связей, семейных традиций, что в целом оказывает отрицательное влияние на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
Семья является той самой средой, в которой человек учится, и сам творит добро. Не случайно на современном этапе приоритетом семейной политики является утверждение семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и воспитании, создание условий для обеспечения
семейного благополучия, повышение авторитета родителей в семье и обществе.
Принимая во внимание зависимость качества дошкольного образования от степени вовлеченности родителей (законных представителей) для нас актуален поиск форм конструктивного сотрудничества. Семья и детский сад не являются взаимозаменяющими структурами. Конструктивное взаимодействие дошкольного учреждения и семья в вопросах воспитания, обучения и развития детей является органичной частью образовательного процесса, которая позволяет решать задачи по установлению и поддержанию доверительных партнерских отношений с семьями обучающихся и повышению компетенции родителей в вопросе формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, ее культурным традициям.
Новизна
Мы представили авторский проект, разработанный на основе теоретического анализа литературы по рассматриваемой проблеме, учитывая собственный практический опыт.
Проблема возрождения и сохранения семенных связей, ценностей и традиций рассматривается через призму современных социальных отношений участников образовательных отношений в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Нами конкретизированы понятия «семейные традиции», «семейные ценности» и «отношение к семейным традициям».
Семейные традиции представляют собой обряды, привычки и представления, передающиеся из поколения в поколение и регулирующие семейные отношения.
Семейные ценности – это определенные правила и идеалы, по которым живет семья.
Отношение дошкольников к семейным традициям является направленностью личности ребенка на историю семьи, ее традиции; включает представления ребенка о семейных традициях (как важных законах жизни семьи, о значимости семейных традиций (являющихся законами регулирования и стабилизации семейных отношений).
Нами определены следующие семейные ценности и традиции:
1. Почтение памяти предков: изучение родословной семьи, истории, традиций и обычаев, заветов; ретроспективные рассказы членов семьи о своем детстве, прошлом – «Бабушкины сказы»; сохранение семейных реликвий – организация домашнего мини-музея «Бабушкино кресло», «Старые письма», сохранение документов и наград.
2. Почтение старших в доме: соблюдение правил поведения в общении со старшими, забота о них, помощь, уважительное отношение к их опыту и знаниям; проведение семейных советов, оказание внимание старикам через именные поздравления, изготовление подарков, сюрпризов.
3. Уважение родителей: проявление послушания, заботы; соблюдение правил поведения в общении с ними.
4. Забота о младших: знание особенностей малышей, забота о них, оказание помощи.
5. Семейная дружба: совместные игры, путешествия, семейное гостеприимство, выпуск семейной газеты и т. д.
6. Традиционные семейные праздники: дни рождения, юбилеи; поздравления, сюрпризные моменты, традиционное семейное блюдо.
7. Традиционные занятия членов семьи : вязание, плетение, вышивка, спорт и т. д.
[I