Приложение МААМ

Опыт работы «Семейная группа»

Оксана Гриднева
Опыт работы «Семейная группа»
▼ Скачать + Заказать документы

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования.

Целью вариативных форм дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование и предусматривает разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

1. Вариативность образовательной системы в дошкольном учреждении.

Публикация «Опыт работы „Семейная группа“» размещена в разделах

Развитие своего дошкольного образовательного учреждения мы видим в развитии инноваций, способствующих качественному изменению образовательного процесса. Для нас это, прежде всего, удовлетворение потребностей родительской общественности в новых формах дошкольного образования. Современные мамы хотят рано развивать своих детей.

Казалось бы, сегодня в условиях тотального дефицита мест в детских садах нет смысла говорить о повышении конкурентоспособности дошкольных учреждений, но тем не менее конкуренция есть. Дошкольному учреждению не безразлично, кто придет к ним в детский сад: пассивные потребители образовательных услуг или заинтересованные родители, готовые активно участвовать в образовательном процессе, инвестировать в него финансовые, интеллектуальные средства и пр.

Сегодня мы убедились, что на смену классической форме дошкольного образования - детский сад полного дня - пришли новые вариативные формы, На примере дошкольного образования в нашем городе, мы видим, что проблема обеспечения дошкольников местами в детских садах частично решается за счет обращения именно к таким вариативным формам.

Одна из приоритетных задач работы нашего учреждения – взаимодействие с семьями воспитанников.

Одним из важнейших вопросов данного направления работы – построение партнерских взаимоотношений в системе «педагог – ребенок – родитель».

Осознание педагогами смысла происходящих процессов в немалой степени связано с принятием ими вариативности образования, стремлением к обновлению его содержания и технологий.

Это дало новый импульс для развития инициатив и творчества педагогов, в том числе и по разработке вариативных форм.

3. Семейная группа (структурное подразделение ДОУ)

Семейные группы - форма организации дошкольного образования, направленная на обеспечение всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, поддержку многодетных семей, предоставления родителям возможности трудоустройства, практической реализации индивидуального подхода в воспитании ребенка.

Семейная группа является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения. Семейная группа организуется в жилых помещениях (частных жилых домах или квартирах) по месту проживания семьи. Работники семейной группы являются сотрудниками учреждения.

Важным моментом в организации данной формы дошкольного образования является ее оформление как семейной группы. Это требование продиктовано особенностями действующего законодательства, регулирующего данную сферу. Требования к условиям деятельности семейных дошкольных групп предусмотрены в разделе XI СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91).

На основании Постановления Главы города в июле 2016 в ДОУ была открыта 1 семейная группа. В соответствии с этим были внесены изменения в штатное расписание.

При открытии группы был собран необходимый пакет документов: должностные инструкции, трудовой договор, заявления, выписки из приказов, договора взаимодействия

Воспитатели составили план работы ДОУ по взаимодействию с семейной группой и разработали ряд методических рекомендаций по организации и проведении воспитательно-образовательной работы с детьми семейной группы, предметно-развивающей среды, режим дня, рекомендуемый в семейной группе, расписание занятий в ДОО.

Специалистами ДОУ были разработаны и проведены следующие мероприятия: беседы, консультации, памятки, буклеты на различную тематику: «Как организовать досуг дома», «Как провести выходные с ребенком», «Игры на кухне», «Двигательная активность малышей», «Речевые игры и упражнения» и др. Медицинская сестра провела беседу по закаливанию и проведению прогулок.

Собрана небольшая библиотека педагогической литературы, как педагогической, для младших воспитателей, так и художественной, для чтения детям.

Детский сад оказал практическую помощь в подборе материала по проведению развивающей и игровой деятельности (игровые, учебные пособия, аудиотека).

Составлен оперативный психолого-медико-педагогический контроль семейной группы ДОУ, разработаны и заполняются Листы посещения, социальный паспорт семьи.

С целью соблюдения санитарно-гигиенических условий, оснащения, организации развивающей среды были проведены посещения семей заведующей, старшими воспитателями, старшей медсестрой. Организацию питания проверяла завхозяйством. Составлены акты посещения семей, карты контроля.

Старший воспитатель ДОУ выступала с целью обмена опыта по работе семейных групп на августовском форуме в г. Мариинске. Посетила там семейный детский сад.

Традицией стало празднование Дней рождения детей; изготовление подарков руками детей и педагогов ДОУ. Собраны фотографии.

Занятия с детьми и другие виды деятельности в семейной группе проводятся как в здании детского сада (музыкальные занятия, подготовка и участие в утренниках, спортивные занятия, бассейн и др., так и в домашних условиях. Даны соответствующие рекомендации.

Т. О. можно отметить следующие социальные эффекты организации семейных групп при ДОУ :

1. Решается вопрос сокращения очереди в детские сады и реализации конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

2. Родители могут устроиться на официальную работу – они становятся воспитателями, младшими воспитателями, прикрепленными к ДОУ. Следовательно, они имеют трудовую книжку и зарплату, в зависимости от квалификации.

3. Семейные группы – это материальное подспорье для семьи, поскольку на питание каждого ребенка им будет выделяться определенная сумма.

4. В семейную группу могут ходить дети, по разным причинам не посещающие обычные дошкольные учреждения.

4. Группа кратковременного пребывания как одна из вариативных форм дошкольного образования

Группы кратковременного пребывания (ГКП) — вариативная форма дошкольного образования, являющаяся структурным подразделением ДОУ, реализующего программы дошкольного образования (от 2 месяцев до 7 лет). Данные группы создаются для детей раннего и дошкольного возраста с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказание консультативно-методической поддержки их родителям (или законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации.

Сегодня в дошкольных учреждениях работают и активно открываются разные виды групп кратковременного пребывания детей, гибкий режим которых (от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей) и содержание работы привлекают родителей. Видовое разнообразие групп позволяет родителям выбирать образовательные маршруты для своих детей. Среди групп кратковременного пребывания особо выделяются такие, как: «Адаптационная группа» (от 2 до 3 лет, «Группа развития» (от 3 до 7 лет, «Играя, обучаюсь» (от 1,5 до 7 лет, «Группа вечернего пребывания, выходного и праздничного дня» (от 2 до 7 лет, и др.

Коллективом нашего образовательного учреждения в 2012 году было проведено мини-исследование по изучению востребованности видов групп кратковременного пребывания в близлежащем районе. Результаты исследования показали, что самая востребованная — адаптационная группа (53%).

Сокращенное по времени пребывание в ДОУ и обучение в форме игры позволяют обеспечить наиболее комфортную для ребенка обстановку, дают ему возможность получить первый положительный опыт в новых социальных условиях, что решает многие проблемы коммуникативного характера. Ежедневная возможность общения с родителями по волнующим вопросам, а также проведение групповых консультаций по единой тематике позволяют решать вопросы адаптации, развития и воспитания детей наиболее эффективно, в соответствии с их возрастными и психологическими особенностями.

Вместе с выявленными трудностями и противоречиями работа ГКП показала, что есть реальная возможность для сотрудничества ДОУ с разными категориями семей, обеспечивая доступность дошкольного образования, социальную адаптацию детей, подготовку их к школе, а также повышения престижа учреждения и рационального использования его внутренних ресурсов

Повышенный спрос на ГКП связан с увеличением значимости дошкольного образования в глазах родителей, признанием ценности дошкольного периода детства, а также с постепенным увеличением уровня рождаемости детей.

Группа кратковременного пребывания – это форма работы с дошкольниками на основе их кратковременного пребывания в дошкольном учреждении.

Адаптационная группа кратковременного пребывания функционировала в ДОУ с мая по июль 2012г. Группа рассчитана на детей от 1, 5 до 3-х лет.

Мы хотим познакомить со своим алгоритмом организации деятельности адаптационной группы.

Прежде всего, мы изучили нормативно-правовую базу, оценили возможности нашего учреждения: материально-техническую базу; наличие помещений; соблюдение условий СанПин; методическое обеспечение образовательного процесса; профессионализм и творческий потенциал педагогов.

Для регламентации деятельности группы в детском саду нами были разработаны специальные локальные акты: положение о группе кратковременного пребывания; договор между МБДОУ и родителями (законными представителями) ; приказ на открытие группы кратковременного пребывания в МБДОУ; должностные инструкции сотрудников (воспитателя и помощника воспитателя) ; режим работы группы; определение программы образовательного процесса; документация группы (планы работы, сведения о детях, о родителях, табеля посещаемости, квитанции по родительской плате) .

С самого начала работы была четко сформулирована цель деятельности группы кратковременного пребывания: реализация права каждого ребенка на доступное и качественное образование.

Определены задачи:

- обеспечение доступности дошкольным образованием детей раннего возраста;

- оказание педагогической и психологической помощи родителям, воспитывающих детей в домашних условиях;

- создать благоприятные условия адаптации к социальному миру детей раннего возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников, поступление в детский сад.

В адаптационные группы кратковременного пребывания мы набирали по 8-10 человек неорганизованных детей.

Малыши этой группы посещали детский сад каждый день на протяжении двух месяцев.

Одним из ведущих принципов организации непосредственно образовательной деятельности в этой группе является принцип детско-взрослого сотрудничества, основанный на интересах ребенка и перспективах его дальнейшего развития.

Работа спланирована таким образом, что родители детей, посещающих группу кратковременного пребывания, являются активными участниками образовательного процесса, а не сторонними наблюдателями, они охотно вовлекаются в процесс развития ребенка. Это позволяет избежать осложнений в начальной фазе адаптации, обеспечить оптимальное ее течение и постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.

Родители, находясь с ребенком в группе, лучше узнают своего малыша, видят и понимают, в чем он успешен и какие у него трудности, а также родители, наблюдая работу воспитателя, обучаются формам разностороннего общения и взаимодействия со своими детьми.

В работе педагога в группе кратковременного пребывания предусматриваются различные формы взаимодействия с родителями детей с целью обеспечения непрерывности воспитания и обучения ребенка, расширения и закрепления представлений детей об окружающем мире.

Для самого малыша, посещающего группу кратковременного пребывания – это целостный образ жизни – два часа в день заполнены разнообразными делами, видами деятельности, которые организует воспитатель группы. Это: - пальчиковые, хороводные, подвижные игры;

- игры-драматизации (совместное проигрывание сказок с родителями) ;

- игры с дидактическими игрушками;

- сюжетные игры;

- совместное рисование (фломастерами, мелом, восковыми мелками, гуашью, пластилином) ;

- совместное конструирование из крупного и мелкого строителя, а также из бумаги и природного материала.

Вся непосредственно образовательная деятельность проводится в непринужденной партнерской форме (парами, малыми подгруппами, что способствует свободному общению детей, педагогов и родителей.

За счет такого разновозрастного и многообразного сотрудничества стимулируется общение детей, развиваются эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений, в результате чего складывается готовность перехода ребенка в группу «полного дня», развивается самостоятельность и эмоционально-положительное отношение к детскому саду.

В условиях кратковременного пребывания детей в ДОУ тесное сотрудничество с семьей является решающим фактором. Полноценное развитие ребенок может получить лишь в том случае, если родители играют, занимаются и общаются с детьми дома, используя при этом рекомендации, советы, консультации профессиональных педагогов.

Родители систематически пользуются литературой библиотеки детского сада. Кроме того, родители не беспокоятся об эмоциональном состоянии ребенка, который вскоре начнет посещать детский сад полный день.

Результаты работы адаптационной группы кратковременного пребывания благоприятно отразились на педагогическом коллективе МБДОУ. Помимо формирования положительной репутации детского сада (повысился авторитет среди родителей) и повышения собственного социального статуса, педагоги обеспечивают качественную подготовку детей к посещению ДОУ на полный день. Спрос родительской общественности в необходимости деятельности группы кратковременного пребывания возрос.

Т. О. организация групп кратковременного пребывания дает возможность детям, не посещающим ДОУ, пройти «начальную» социализацию в среде сверстников.

5. Организация работы Консультативного пункта (КП) для родителей.

Консультативный пункт (КП) — для детей в возрасте от 1 года до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи, создается с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи родителям; поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

Основные задачи КП:

оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;

оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста.

Проведена соответствующая подготовка к работе КП :

1. Составлен план работы консультативного пункта.

2. Определены эффективных формы и методы работы с родителями и детьми.

3. Разработана необходимая документация.

Публикации по теме:

Опыт работы «Группа кратковременного пребывания»Опыт работы «Группа кратковременного пребывания» . На базе нашего дошкольного учреждения уже несколько лет работает группа кратковременного пребывания «Малышок» для детей с года до полутора.

Опыт работы «Игры с песком»Опыт работы «Игры с песком» Песочная терапия (sand-play) была изобретена К. Юнгом, он утверждал, что игра ребенка — символический язык для самовыражения. Манипулируя.

Опыт работы «Группа кратковременного пребывания»Опыт работы «Группа кратковременного пребывания» Одна из проблем, с которой сталкиваются и родители, и педагоги при поступлении ребёнка раннего младшего возраста в детский садик, является.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Мой педагогический опыт работыМой педагогический опыт работы Мой опыт. Первая часть. В детском саду я работаю десять лет и знаю, что развитие речи и развитие фонематического слуха - это фундамент.

Опыт работы «Группа кратковременного пребывания»: структура занятия, тематическое планированиеОпыт работы «Группа кратковременного пребывания»: структура занятия, тематическое планирование Структура занятия в группе кратковременного пребывания «Солнышко» 1. Приветствие. Игры – приветствия: «Колокольчик», «Местечко», «С колокольчиком.

Опыт работы по ПДДОпыт работы по ПДД Опыт работы по ПДД «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами.

Опыт оздоровительной работы в ДОУ Оздоровительная работа в дошкольном учреждении В дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм.

Портфолио дошкольника «Мой опыт работы»Портфолио дошкольника «Мой опыт работы» Каждому педагогу хорошо известно, что такое портфолио, какие цели оно преследует и для чего нужно в целом. Портфолио –это своеобразный.

Опыт работы «Путешествия в мир растений» А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы «Семейная группа»
Опубликовано: 15 октября 2023 в 22:12
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Семейная группа»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Гриднева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД