Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Секреты профессионального НЕвыгорания»

Лариса Кирова
Консультация для педагогов «Секреты профессионального НЕвыгорания»
▼ Скачать + Заказать документы

Профессиональное выгорание – термин, ставший популярным не только среди педагогов, но и среди тех людей, которые работают в сфере отношений «человек-человек». Ежедневно людям приходится общаться с большой массой себе подобных, и порой это общение сопровождается не только положительными, но и отрицательными эмоциями, накопившись которые, приводят к истощению эмоциональных ресурсов каждого живого организма.

Публикация «Консультация для педагогов „Секреты профессионального НЕвыгорания“» размещена в разделах

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно, как снежный ком. И в самом начале мы замечаем: снижется интерес к тому, что еще совсем недавно нас радовало, привлекало и интересовало. Различные заботы отходят на второй план, нам хочется побыть подальше от всех, в тихом уголке, чтоб нас никто и ничего не тревожило! Это только первая стадия. А дальше – конфликты с окружающими, хроническая усталость…

Замечая часть этих проявлений у себя, важно задуматься о последствиях! И не зря говорится в одной известной поговорке: кто предупрежден, тот вооружен! Чем же можно вооружиться на начальном этапе выгорания? Способов много, вот некоторые из них.

1. СПОСОБЫ, СВЯЗАННЫЕ С УПРАВЛЕНИЕМ ДЫХАНИЕМ

Управление дыханием - это активное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, т. е. релаксации. Частое грудное дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Способ № 1

В любом удобном для нас положении расслабить мышцы тела и сосредотачиваем внимание на дыхании. На счет 1-2-3-4 делается медленный глубокий вдох, при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна. На следующие 4 счета проводится задержка дыхания; затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6, и снова задержка дыхания перед очередным вдохом на счет1-2-3-4. Уже через 5-6 минут такого дыхания вы заметите улучшение состояния – более спокойное и уравновешенное.

Способ № 2

Представляем, что перед нашим носом на близком расстоянии висит пушинка. Дышим только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Способ № 3

Обычно в ситуации напряжения или раздражения мы забываем сделать нормальный глубокий выдох, поэтому

-глубоко выдыхаем

-задерживаем дыхание так долго, как только это возможно

-сделать несколько глубоких вдохов

-снова задерживаем дыхание

2. СПОСОБЫ НА УПРАВЛЕНИЕ ТОНУСОМ МЫШЦ, ДВИЖЕНИЕМ

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять напряжение, быстро восстановить силы. Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

Способ № 1

Сядьте удобно, если хотите – закройте глаза, дышите глубоко и медленно; пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения; на вдохе постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов до дрожания мышц; резко сбросьте напряжение на выдохе; повторите несколько раз! В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице – попробуйте разгладить его с помощью легкого массажа круговыми движениями пальцев, можно погримасничать!

Примечание: чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их иметь. Поэтому ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений.

Способ № 2

Задать ритм всему организму можно с помощью монотонных ритмичных движений:

-движение пальцем в «замке»

-прохождение по коридору, кабинету несколько раз – 2 шага вдох, а на 5 выдох!

3. СПОСОБЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВОЗДЕЙСТВИЕМ СЛОВА

Словесное воздействие запускает сознательный механизм самовнушения. Формулировки самовнушений строятся на основе простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью.

Самоприказ – это короткое, отрывистое распоряжение, адресованное самому себе. Применять нужно его тогда, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но при этом испытываете трудности с выполнением.

Примеры самоприказов: «разговаривать спокойно!», «успокойся, промолчи!», «не поддаваться на провокацию!» - это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с окружающими.

Способ №1 «сапопрограммирование»

Формулирование текста программы. Для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня» : «именно сегодня у меня все получится», «именно сегодня я буду самой спокойной», «именно сегодня я буду находчивой и уверенной», «мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания». Мысленно все повторяется несколько раз.

Способ № 2 «самоодобрение»

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок – это одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самому. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря – «молодец, умница! Здорово получилось!». Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз!

4. СПОСОБЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЗОВ

Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно переживать их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.

-специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствуете себя комфортно, расслабленно, спокойно – это и есть ваши ресурсные ситуации. Запоминайте: 1) зрительные образы, события (облака, цветы, лес) ; 2) слуховые образы (звуки) ; 3) ощущения в теле (тепло)

При ощущении напряженности, усталости:

-сядьте поудобнее, по возможности закрыв глаза

-дышите медленно и глубоко

-вспоминайте одну из ваших ресурсных ситуаций (приятные жизненные моменты)

Публикации по теме:

Лирическое стихотворение Уважаемы коллеги!. Это обращение в первую очередь к тем, кто проработал в системе дошкольного образования много лет. Все вы знаете, какое.

Профессиональное «выгорание» у педагоговПрофессиональное «выгорание» у педагогов Профилактика профессионального «выгорания» у педагоговЧто же включает в себя понятие профессиональное «выгорание»?«Профессиональное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Секреты профессионального НЕвыгорания»
Опубликовано: 13 января 2015 в 15:40
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Секреты профессионального НЕвыгорания»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Кирова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД