Миронова Оксана
Опыт работы с родителями в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована. Задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.
По опыту моей работы в ДОУ могу сделать вывод, с одной стороны – не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству с ними, с другой стороны — сами воспитатели нередко не любят работу с родителями по ряду причин. Некоторые педагоги считают, что с современными родителями работать сложно, так как те или «всё знают», или им безразличны вопросы воспитания и зачастую стремятся подменить непосредственное общение с родителями информационными объявлениями. А некоторые педагоги и хотели бы установить контакт с родителями их воспитанников, но не всегда знают, как его осуществить.
Публикация «Опыт работы с родителями в ДОУ» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Цель моей работы : вовлечение родителей в единое образовательное пространство, педагогический процесс ДОУ.
При работе с родителями я придерживаюсь мнения и стараюсь донести его до каждой семьи моего воспитанника, что детей надо успевать любить. Это странно звучит, но надо успевать любить во всех смыслах. Время находить для своего ребёнка надо успевать, хотя дел так много! Некогда поиграть, побегать вместе или сказки рассказывать. Не успеваем, ведь надо работать, убирать, варить, мыть, учить, уделять внимание другим взрослым людям. И не так уж много времени остаётся для любви. И надо успевать любить в сутолоке дней ещё вот почему: наш ребёнок так недолго — ребёнок.
Так быстротечны годы, пока он нуждается в нас. Пока можно его на ручки взять, а потом — за ручку. А потом — за руку. И вот он уже руку выдергивает — он уже большой! Или аккуратно высвобождает — он уже очень большой, взрослый. И он уходит своей дорогой в свою судьбу… Остаё тся растерянность: как, уже? Как это вышло? Где мой маленький мальчик, маленькая девочка, которые так хотели на ручки, боялись засыпать, если нас нет рядом, просили сказку, хотели играть, звали постоянно: «мама!». Иногда не вовремя звали. И слишком настырно. Это так быстро проходит; это время, пока мы так нужны детям. Не пропустите!
Свою работу с новой группой воспитанников я всегда начинаю со знакомства с семьей. Традиционное посещение детей на дому я считаю нетактичным, поэтому ограничиваюсь общением с родителями в ДОУ и проведением индивидуального анкетирования. Разработанная мною анкета «Давайте познакомимся» включает не только официальные данные о ребенке и членах его семьи, но и такие вопросы как любимая и нелюбимая пища, легко ли рассмешить ребенка, к кому из членов семьи он больше всего привязан, как его ласково называют дома, причины его капризов и так далее. Проанализировав анкеты, я получаю реальную картину климата в семье, индивидуальные особенности семьи и вырабатываю тактику своего общения с каждым родителем.
Ежегодно в своей группе я разрабатываю план совместной деятельности с родителями воспитанников. Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи активно использую инновационные формы и методы.
Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Хочу сказать о том, что я ушла от устаревшего лекционного метода проведения собрания. Использую такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. Собрания провожу в форме дискуссий, круглых столов по обмену опытом, особенно родителям нравится, когда в собрании участвуют их дети: слайд-шоу с фотографиями детей, видео благотворительного концерта «День открытых дверей».
В уютной и теплой обстановке прошло родительское собрание в нетрадиционной форме с участием детей и родителей «Семейные традиции». При подготовке к родительскому собранию я провела занятие с детьми на тему «Что такое семья», подготовила вопросник для беседы с родителями, игры для родителей. Оформила папку передвижку «Роль семьи в воспитании ребенка», памятки для родителей : «Заповеди родителей». Собрание прошло в форме – семейная гостиная. Звучали записи детских песен про семью. Дети рассказывали стихи о семье, совместно с мамами танцевали танец «Мамины руки», были проведены совместные игры.
В форме семейной гостиной прошло собрание с родителями и детьми с использованием элементов изобразительной деятельности «Волшебные ниточки».
Посещаемость таких родительских собраний значительно выше, чем традиционных назидательно-лекционных.
Родители активно поддерживают меня при использовании в работе проектной деятельности. С первых дней общения с родителями я стараюсь заложить в их сознание, что все, что они делают, они делают ни для детского сада, ни для воспитателя, а для своего любимого ребенка.
Благодаря стараниям и изобретательности родителей были подготовлены и проведены проекты «Дикие животные на водопое», «Река времени – зубная щетка» и другие.
С участием детей и родителей в группе были оформлены выставки народного творчества: «Что нам осень подарила», «Новогодних елок хоровод», «Музей инструментов».
В свою очередь я стараюсь быть щедрой на похвалу не только детей, но и их родителей. У детей вырабатывается чувство уважения и гордости за родителей : «Эту поделку сделала моя мама!», «Горку на участке заливал мой папа!». Чем больше я благодарю родителей за их внимание и поддержку, тем теснее у меня с ними контакт, тем проще мне обращаться к ним за помощью.
Интересной формой сотрудничества стало проведение мастер-классов. Я проводила мастер-классы совместно с детьми и родителями «Прянички от Танечки», «Волшебный цветок».
В результате нашей многогранной совместной деятельности проявились позитивные эмоции общения, родители стали более коммуникабельны, раскрепощенными, уверенными в положительном опыте своего воспитания, с удовольствием делились своими умениями и навыками.
Родители активно посещают все праздники. Они видят, что дети стараются понравится им, родители вместе с детьми поют песни, играют, танцуют. Приглашая родителей на утренник, я всегда говорю им о том, что пройдут годы, песни и танцы забудутся, но в своей памяти дети сохранят радость и тепло общения, а родители окунутся в мир прекрасного.
Уже традиционным стало проведение праздников, посвящённых 23 февраля «Мой папа – самый смелый!» Наши мальчики охотно соревнуются с папами. Это не только способствует физическому развитию и укреплению здоровья всех участников, но и полезно для сплочения семьи.
Нежным и трогательным был праздник «Сердечко для мамы».
В педагогической практике я использую различные виды наглядности. Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно-информационный материал: ширмы, стенды, папки-передвижки.
У нас есть группа в вацапе, где мы делимся с родителями новостями, выкладываем фотографии с праздников. Оставляем отзывы, комментарии.
Я вырабатываю у себя «добрый взгляд» на каждого ребенка. Стараюсь видеть в развитии всех детей, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления и привлекать к ним внимание родителей. Стремлюсь заслужить доверие родителей, организуя свое взаимодействие через «трансляцию родителям положительного образа ребенка», (т. е. никогда не жалуюсь на ребенка, даже если он что-то натворил).
Беседу стараюсь вести под девизом: «Ваш ребенок лучше всех». Сообщаю об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения с другими детьми, результатах учебной деятельности.
Взаимодействие родителей и воспитателей редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий, кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Потому что, главная цель педагогов дошкольного учреждения - профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.