Наталья Корнева
«Считаем со сказкой». Составительская программа для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность обучения детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. В предлагаемых разработках непосредственно образовательной деятельности сделаны акценты на то, как можно помочь ребенку усвоить математический материал в более интересной и увлекательной форме, с использованием таких методов, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа. Весь материал программы основан на включение сюжетов сказок в организацию воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений.
Публикация «„Считаем со сказкой“, Составительская программа для детей 5–7 лет» размещена в разделах
Такая организация непосредственно образовательной деятельности, свободной деятельности детей способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, происходит отход от застывших школьно-урочных форм обучения и поиск разнообразных вариантов организации воспитательно-образовательного процесса, что способствует созданию устойчивой положительной мотивации у дошкольников к изучению математики.
Проанализировав методическую литературу по проблеме влияния сказки на математические представления детей старшего возраста, мною была разработана программа «Считаем со сказкой».
Методы работы:
- Словесный (рассказ воспитателя, объяснение, указание, вопрос, чтение художественных произведений, беседы);
- Наглядный метод (показ и рассматривание предметных и сюжетных картинок, показ воспитателя и детей, игры и упражнения).
- Практические методы (подобрать пару, выяснить каких предметов больше и др.)
- Проблемно – поисковый (проблемные ситуации, на «сказочных» занятиях герои, как ни стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей).
Вместе с этим на занятиях используются разные виды театра: настольные (деревянные, бумажные, театр на фланелеграфе, кукольный театр, в качестве героев выступают сами дети.
На занятиях по математике с использованием сказки её сюжет или герои являются частью занятия, сюрпризным моментом или все занятие строится на сказке. А также математические задачки удивительно легко вписываются в сказочные сюжеты.
Приемы:
- Сказки, уже со знакомым детям сюжетом.
- Пальчиковые гимнастики с использованием сказочных персонажей или сказочным сюжетом в начале занятия.
- Физкультминутки, которые подходят под тематику занятий.
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры непосредственно образовательной деятельности:
- Организационный момент, логическая разминка, сюрпризный момент;
- Основное содержание непосредственно образовательной деятельности – изучение нового материала;
- Физминутка, пальчиковая гимнастика;
- Закрепление нового материала;
- Развивающая игра, рисование, шнуровка;
- Итог.
Вывод. Сказка является эффективным средством формирования количественного и порядкового счета детей старшего дошкольного возраста. Так как дети дошкольного возраста очень любят сказки, они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми. Они в своих играх дома и в детском саду стараются подражать этим героям. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые очень переживаются детьми. Также во многих сказках математическое начало содержится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринужденно и легко.
Конспекты непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП для детей старшей и подготовительной группы.
Сказка «Федорино горе» (ст. гр.)
Задачи.
Познакомить с понятием «множество», учить составлять множество из разных по качеству элементов, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частью.
Ход.
1. Организационный момент.
Пришла бабушка Федора, просит помочь прибрать посуду.
2. Д/упр. «Найди множества» (тарелки, чашки и т. д.)
3. Физминутка «Вот большой стеклянный чайник»
4. Д\упр. «Чего больше» (Сколько тарелок? Сколько чашек? Что можно сказать о количестве)
5. Пальчиковая гимнастика «Посуда»
6. Игра «Что разбилось»
7. Итог.
Сказка «Колобок» (ст. и подг. гр.)
Задачи.
1. Упражнять в делении множества на части и объединении его частей.
2. Упражнять в навыках количественного и порядкового счета в пределах 10, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»
3. Учить правильно использовать знаки «<», «>».
4. Познакомить с цифрой 7.
5. Познакомить с составом числа 7 из единиц.
Ход.
1. Сегодня мы отправляемся в сказку, угадайте в какую:
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
Круглый бок, румяный бок
Живет в сказке … (Колобок)
2. Упражнение «Какой по счету»
Каких животных повстречал Колобок в лесу?
Кого первым? (Зайца)
Кого вторым? Волка.
Кого третьим? Медведя.
Кого четвертым? Лису.
Сколько всего животных?
3. Упр. «Составь число 7 из единиц»
Назовите всех героев (Один дед, одна бабка, один заяц и т. д.)
Какое число мы составили? 7
Как мы составили число 7? Из единиц
Какой цифрой можно обозначить число 7? Найдите цифру 7 в числовом ряду.
На что похожа цифра 7?
«Семь – коса и кочерга
И обычная нога»
4. Физ. минутка «Колобок»
Колобок, колобок,
Колобок – румяный бок. (дети на корточках идут по кругу)
По дорожке покатился
И назад не воротился. (на носочках бегут друг за другом)
Встретил Мишку, Волка, Зайку – (изображают животных)
Всем сыграл на балалайке. (игру на балалайке)
У лисы спел на носу - (танцуют)
Больше нет его в лесу. (разводят руки в стороны)
5. Упражнение «Раздели героев на группы»
На какие группы можно поделить всех животных? (Люди - баба с дедом; дикие животные – заяц, волк, медведь, лиса; мучное изделие – колобок)
6. Упражнение «Расставь знаки»
Сравни кого больше, меньше и поставь соответствующий знак: людей или животных; животных или колобков; людей или колобков.
7. Итог
Сказка «Белоснежка и семь гномов»(подг. гр.)
Задачи.
1. Учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два числа.
2. Упражнять в навыках количественного счета в прямом и обратном порядке в пределах 10
3. Познакомить детей с образованием чисел второго десятка в пределах 15
Ход.
1. Отгадай название сказки. Загадка.
2. Игр. Упр. «Посчитай гномиков»
На доске картинки с изображением 7 гномов в одинаковых шапочках.
Сколько всего гномов? Какого цвета у них шапочки?
Белоснежка хочет поиграть с гномиками: дети закрывают глаза, а в это время воспитатель надевает последнему гномику шапочку другого цвета.
Дети открывают глаза и отвечают на вопросы: «Сколько всего гномов? Сколько шапочек какого цвета? (6 синих и 1 красная) Сколько всего шапочек? Как мы составили число семь?» (шесть и один)
На доске выставляем карточки с цифрами 6 и 1.
Так же рассматриваем другие варианты образования числа 7 (5 и 2, 4 и 3, 3 и 4, 2 и 5, 1 и 6)
3. Физ. минутка «Гномики»
4. Упражнение «Соберём орешки для белочки»
Белоснежка предлагает подумать, как разложить 7 орешков в две корзинки.
Дети выполняют задание и рассказывают о возможных вариантах раскладывания числа 7 на два меньших.
5. Упражнение «Соберём хворост для камина»
Поможем гномам собрать хворост для камина.
Дети отсчитывают 10 счетных палочек и перевязывают их резинкой. Получился пучок из 10 палочек.
Сколько пучков? 1
Сколько палочек в пучке? 10
Один пучок – один десяток
Дети добавляют ещё по одной палочке. Называем новое число
6. Итог
Сказка «Репка»(ст. гр.)
Задачи.
1. Упражнять в навыках количественного счета в прямом и обратном порядке в пределах 10
2. Упражнять в делении множества на части и объединении его частей.
3. Закреплять навыки порядкового счета.
4. Учить составлять число 6 из единиц
Ход.
1. Загадка.
Дед весной её сажал,
Да всё лето поливал.
Выросла на славу крепка
В огороде этом …. (репка)
2. Упражнение «Какой по счёту»
Рассказываем сказку, по ходу появляются герои сказки.
Кто первым тянет репку? Дед
Кто вторым? Бабка и т. д.
Сколько всего героев тянут репку? 6
Как получилось число 6? (Каждый раз приходило по одному герою)
Сколько героев останется, если каждый раз мы будем убирать по одному герою? (дети считают в обратном порядке)
3. Цифра 6
Какой цифрой можно обозначить число 6 (Находим цифру в числовом ряду)
На что она похожа?
«Шесть похожа на замок и крутой бараний рог,
На прыжок гимнаста «сальто»
И на завитушку альто.
4. Физ. минутка «Репка»
5. Упражнение «Подели на группы»
На какие группы можно разделить всех героев сказки? (люди; животные; овощи)
Сколько всего героев? Сколько животных?
Чего больше? Чего меньше?
Аналогично сравниваем животных и всех героев.
6. Расставь знаки больше, меньше
7. Итог.