Полина Морарь
Консультация «Самостоятельность — важный для ребёнка навык»
▼ Скачать + Заказать документы
Под самостоятельностью мы обычно понимаем умение человека справляться со всеми жизненными задачами, принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Но это определение нельзя применить к маленьким деткам. Хотя учить самостоятельности нужно как раз с самого юного возраста.
Самостоятельность развивается постепенно. Первые её признаки можно видеть у деток одного-двух лет, и очень важно уже в этом возрасте дать им свободу. Постарайтесь снизить контроль над всеми действиями ребёнка. Дайте ему возможность хоть в чём-то самостоятельно принимать решения и научиться делать выбор. Главное — соблюсти равновесие между порядком и свободой.
Публикация «Консультация „Самостоятельность — важный для ребёнка навык“» размещена в разделах
Дети разные, и развиваются они по-разному. Поэтому родители должны хорошо знать, на что способен их ребёнок и чему учить его в каждом возрасте. Когда вы в очередной раз что-то делаете для ребёнка, подумайте: может быть, вы делаете это вместо него?
Существует простейшая схема обучения ребёнка определённым действиям. Сначала покажите ему несколько раз, как это делать. Затем сделайте это вместе. Естественно, тоже не единожды. Потом попросите его сделать это одному, подсказывая, но не помогая. И последнее — дайте ему справиться самому.
Конечно, всё это требует настойчивости, терпения и, главное, любви! Не подгоняйте ребёнка. Не ругайте за ошибки. Хвалите за удачи. Вы должны видеть, когда ваше чадо готово переходить на следующий уровень. Только не позволяйте себе мешать ему из-за собственных страхов или нетерпения.
Совсем маленькие детки могут научиться складывать бельё в стирку, передавать тарелку и столовые приборы маме, чтобы она сложила их для мытья, приносить что-либо по просьбе родителей. Они уже должны прийти к пониманию, что, если что-то упало на пол, следует это поднять, положить на место или же выбросить в мусорку.
Если вы даёте какое-то задание малышу, не делайте за него. Позвольте ему подумать и решить, как лучше это сделать. Помогите советом или объясните, каким образом разделить это задание на маленькие шаги и выполнить его постепенно. Если ребёнок что-либо делает и это не угрожает его здоровью — не вмешивайтесь. Дайте ему самому справиться. Единственное, что вы можете сделать, видя затруднения, — это спросить малыша, не помочь ли ему. И это тоже задача, которую ребёнок должен обдумать и решить самостоятельно.
Ошибки — это великие учителя, они помогают процессу обучения и познания. В них нет ничего отрицательного. Ребёнок разлил чай? Дайте ему тряпочку и покажите, как можно вытереть стол. Ни в коем случае не критикуйте его. Наоборот, объясните, что такое может произойти с любым человеком. Позвольте малышу помогать вам, даже если затем потребуется переделать работу. И конечно, переделывать её не следует у него на глазах. Ошибки — это опыт, который поможет ребёнку стать независимым. Это определение границ собственных возможностей.
Мы волнуемся за своих детей. Это нормально. Но мы должны позволить им решать проблемы или конфликты самостоятельно. Важно только, чтобы они знали, что мы всегда рядом.
У нас принято считать детей слабыми. Мы готовы оберегать их от любой опасности и считаем таковой всё, что может встретиться на его пути: от микробов до сдачи выпускных экзаменов. Если родители позволяют себе выражать постоянную тревогу, то и дети их вырастут тревожными, боязливыми и мнительными. Поверьте, организм ребёнка хорошо умеет адаптироваться и к холоду, и к стрессам. Поэтому, конечно, следует быть чуткими, но не закрывать собой всё, что окружает ваше чадо.
В нашем обществе испокон веков принято считать, что малыш не должен иметь своего мнения. И когда мы говорим ему: «Мал ещё рассуждать!», то зарубаем инициативу на корню. Наоборот, побуждайте его высказывать мнение, ставьте ребёнка перед собственным выбором.
Это может выражаться в том, чтобы ребёнок сам решал, что он хочет съесть или надеть и даже в какое время он бы хотел поиграть, а когда заняться уроками. При этом надо соблюдать строгий баланс между поощрением собственного мнения и вседозволенностью.
Давайте своим детям возможность принимать решения. Старайтесь не вмешиваться в ситуации, в которых он сможет разобраться сам. Не спешите его «спасать», если это не угрожает его здоровью. Можете дать ему совет, но не решайте проблему за него. В этом смысле одинаково вредны и гиперопека, и полное безразличие.
Особо хочу подчеркнуть, что для развития самостоятельности важно, чтобы у малыша были постоянные домашние обязанности. Надо приучать ребёнка к тому, что свою одежду он будет аккуратно складывать или отправлять в стирку, что, поиграв, он обязан сложить игрушки, что книжки нужно ставить на полку. А когда он немного повзрослеет, то сможет накрывать на стол и убирать посуду после трапезы, приводить в порядок комнату, поливать цветы.
Очень важно уметь контролировать собственные запреты. Если вы проанализируете, сколько раз вы говорите своему ребёнку что-то с частицей «не», вы ужаснётесь.
Нам кажется, что мы ограждаем наших детей от всех опасностей. Но это вовсе не так. Мы запрещаем, потому что нам так комфортнее. Нам многое легче сделать самим, чем обучить этому ребёнка. Но это крайне неразумно. Таким образом вы будете продолжать всё делать сами и тогда, когда ваш ребёнок станет взрослым. Правильное «нельзя» может быть только тогда, когда его действия угрожают ему самому или окружающим.
И последнее. Я неоднократно подчёркиваю, что любой процесс для ребёнка — игра. Любое дело можно превратить в игру. Всё, что полезно для развития самостоятельности ребёнка, должно быть ему интересно.
Только тогда вы получите наилучший результат. Наша задача состоит в том, чтобы воспитать ребёнка самостоятельным в такой степени, чтобы он перестал от нас зависеть. Пусть он иногда нуждается лишь в наших советах и всегда — в нашей любви.