Брагина Любовь Викторовна
Самообразование как система непрерывного повышения квалификации педагога ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать и терять свою актуальность на определённом отрезке времени. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ:"
Публикация «Самообразование как система непрерывного повышения квалификации педагога ДОО» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Хотелось бы процитировать слова президента Российской Федерации В. В. Путина: Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать».
В настоящее время идёт формирование более широкого видения профессиональной деятельности педагога, которая требует постоянного обновления и совершенствования мастерства, развитие имеющегося опыта, повышения уровня его компетентности. Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.
Педагог 21 века - это :
• гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
• педагог, умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
• педагог, умеющий организовать рефлексивную деятельность;
• педагог, обладающий высокой степенью профессиональной компетентности;
• педагог, обладающий многогранностью интересов.
• педагог, постоянно совершенствующий свои знания и умения, занимающийся самообразованием.
Уважаемые коллеги, как вы считаете, в чем выражается смысл
самообразования? (ответы).
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
Подтверждением этого служат слова известного нам детского писателя К. И Чуковского: «Я чувствую себя в праве сказать: Да здравствует самообразование во всех областях! Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами. Всякое знание должно быть открытие, которое вы сделали сами!»
Одним из показателей профессионального мастерства педагога является его способность к самообразованию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
И здесь нельзя не согласиться со словами римского философа Аврелия Августина: «Совершенство представляет собой знание человека о собственном несовершенстве».
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание.
Поэтому современная система образования требует от педагога постоянного совершенствования знаний.
Еще немецкий педагог Адольф Вильгельм Дистервег говорил: «Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, и воспитывать других тот, кто не является развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием.»
Поэтому, принцип работы по данной теме: «Обучая себя – обучай и развивай других».
Знания можно получать разными способами.
ВАЖНО:
1. Чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение поданному вопросу.
2. Уметь собирать и хранить сведения, факты и выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, для участия в дискуссиях и т. п.
3. Научиться пользоваться библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной литературы.
Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию :
• ежедневная работа с информацией;
• желание творчества;
• стремительный рост современной науки;
• изменения, происходящие в жизни общества;
• конкуренция;
• общественное мнение;
• материальное стимулирование
• интерес.
Источники самообразования могут быть разнообразны:
-Телевидение.
-Газеты и журналы.
-Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая,
художественная и др.).
-Интернет.
-Аудио информация на различных носителях.
-Платные курсы.
-Семинары и конференции.
-Мастер-классы.
-Мероприятия по обмену опытом.
-Экскурсии, выставки, музеи, концерты.
-Курсы повышения квалификации.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса
Этапы организации самообразования :
1-й этап – диагностический. Этап предусматривает формирование потребности в самообразовании, создание определенного настроя на самостоятельную работу, постановку целей и задач, анализ затруднений, самооценку подготовленности.
2-й этап – плановый. На этом этапе осуществляется планирование работы по самообразованию.
3-й этап – теоретический. Во время этого этапа происходит теоретическое изучение проблемы, анализ и систематизация научно-методической литературы по выбранной теме, самооценка результатов.
4-й этап – практический. На этом этапе производится педагогические наблюдения, отбор и анализ педагогических фактов, апробация новых методик, организация и проведение практической работы с детьми, изготовление атрибутов и пособий.
5-й этап – обобщающий. На этом этапе подводя итоги, обобщается накопленный опыт, производится сбор отчетной документации, представляется презентация результатов работы перед педагогическим коллективом, на заседаниях методических объединений, осуществляется оформление отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
6-й этап – внедренческий. Данный этап предполагает, что педагог в процессе дальнейшей работы использует свой собственный опыт и занимается его распространением. Результаты исследований представляются в следующих формах: доклады, выступления, публикации в периодических изданиях; разработки пакетов тестовых материалов в электронном виде; проведение мастер-классов, тренингов, семинаров.
Формы самообразования :
• Индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня.
• Коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе МАДОУ.
Молодому педагогу работа по самообразованию позволит пополнять свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, сможет перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, а это, в свою очередь, повлияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.
Процесс самообразования педагогов никогда нельзя считать завершенным, а свою профессиональную позицию сформированной окончательно, потому что специфика труда педагога побуждает его пополнять знания и умения всю свою жизнь. Самообразование – необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.
Хочется закончить своё выступление словами:
«Педагогика не стоит на месте, она развивается. Появляются новые программы и технологии. Успех в работе педагога зависит от его профессионализма, знаний, достижений отечественной и зарубежной педагогики, творческой активности и инициативы. Чтобы не отстать от времени, необходимо постоянно повышать профессиональную компетентность, т. е. развиваться, самосовершенствоваться».