Евгения Цыденова
Проект «Сагаалган — праздник Белого месяца»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Сагаалган – праздник Белого месяца»
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный с элементами творчества.
Сроки проекта : краткосрочный (22 февраля по 3 марта)
Участники проекта : дети и родители средней группы, воспитатели.
Проблема:
Дети дошкольного возраста не имеют представления о культуре, традициях и обычаях бурятского народа.
Цель проекта :
Публикация «Проект „Сагаалган — праздник Белого месяца“» размещена в разделах
- Проекты
- Республика Бурятия
- Сагаалган, праздник Белого месяца
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2023
Приобщение детей к культуре родного народа, содействовать сближению родителей и детей посредством вовлечения в совместную деятельность. Создание условий для формирования у детей и их родителей интереса к традициям и обычаям бурятского народа.
Задачи:
• Вызвать интерес у детей и родителей к традициям и культуре нашей республики и района;
• Способствовать формированию знаний о празднике Сагаалган, как важном и значимом празднике в жизни бурят;
• Формировать у детей этнокультурный компетентности: владение бурятским языком, изучение родословной своей семьи, знакомство с традициями и обычаями бурятского народа.
• Развивать познавательную активность, двигательную активность;
• Воспитывать любовь к родной республике и гордость за неё.
Предполагаемый результат:
- Составление плана работы.
- Разработка этапов совместной деятельности детей и педагога.
- Умение уважительно относиться, проявлять интерес к народным традициям.
- Повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.
- Знакомство детей с традициями, обычаями, играми связанными с празднованием «Сагаалган».
Этапы реализации проекта :
I этап – Подготовительный
Подбор и изучение методической литературы, пособий, сказок.
Сбор материалов, мультимедийная презентация.
II этап - Основной – проектная деятельность по решению проблемы.
Организация предметно-пространственной развивающей среды:
- Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Работа по образовательным областям:
Речевое развитие: Беседы: «Новый год по лунному календарю»; «Традиции и обычаи во время празднования праздника Сагаалган», «Молочная пища», «Цвета хадака». Презентация «Легенда о 12 животных восточного календаря»,
Презентация «Как встречать Сагаалган».
Загадывание бурятских загадок.
Физическое развитие
Подвижные народные игры: «Волк и ягнята», «Табун», «Конные скачки», «Меткий стрелок», «Рукавичка».
Художественно-эстетическое развитие изобразительная деятельность: Рисование «Бурятские узоры»; Аппликация: «Национальный костюм»; Лепка «Бурятская национальная пища».
Рассматривание предметов: Бурятской национальной одежды и орнаментов, «Цвета хадака».
Прослушивание народной музыки. Заучивание песни «Сагаалган», заучивание элементов ёхора.
Чтение художественной литературы: Знакомство с бурятскими детскими писателями.
Чтение бурятских народных сказок: «Глупый богач», «Жена Хордея», «Чайка-необычайка».
Взаимодействие с родителями: Рисование совместно с детьми на тему «Сагаалган», участие в празднике.
III этап - Заключительный
- Организация работы над проектом – поэтапно, активизация инициативы.
- Реализация ситуации на равных партнерских отношениях.
- Умение детей рассказывать о празднике «Сагаалган».
- Вовлечение в проектную деятельность родителей.
- Доброжелательность во взаимоотношениях между детьми.
Итоговый: Проведение праздника «Сагаалган»;
Заключение:
Таким образом, реализация данного проекта была посвящена знакомству детей с бурятским народным праздником Сагаалган, его историей и обычаями; дети познакомились с правилами проведения бурятских народных игр. Приобрели новые знания, узнали новые игры, повысился интерес к творчеству, народным играм. Пополнили методическую «копилку» тематическими конспектами совместной образовательной деятельности детей подготовительной группы дошкольного возраста, и методическими материалами.
Приложение
История и значение праздника «Сагаалган»
Эстетическое формирование подрастающего поколения является важнейшей частью целостной системы воспитательной работы, направленной на развитие эстетической культуры человека, на воспитание в детях чувства прекрасного. Воспитание на традициях старшего поколения, местного фольклора, обычаях каждого народа ярко выражается в национальном празднике «Сагаалган».
Праздник Сагаалган родился на земле Монголии. Традиции и обряды праздника у бурят и монголов одинаковы. Сагаалган – это Белый Месяц, Новый год по лунному календарю, отмечаемый среди монголоязычных народов, исповедующих буддизм. Свое название он берет из бытовой жизни кочевых народов. С древнейших времен у кочевых племен складывались следующие понятия:
- белый цвет означал радость;
- в бурятском языке «сагаалха» означает «забеливать, задобрить»;
- «сайруулха» - придать белизну, навести чистоту;
- «шэнэлхэ» - обновить, обновлять.
«Шэнэ жэл» - новый год, а это значит наладить новые отношения с друзьями, соседями, простить прежние обиды и раздоры, вернуть долги.
Белая пища – один из обязательных компонентов угощения и обрядовых ритуалов, достойно дополняющих значимость праздника.
У бурят и монголов есть замечательное поверье: каким будет начало года, таким будет и весь год. Поэтому наши предки встречали Сагаалган с самыми добрыми и сокровенными помыслами.
История возникновения праздника имеет свои древние корни. В те далекие времена, кочевые хуннские племена отмечали Сагаалган осенью, в день осеннего равноденствия. При стечении множества людей старейшины аймаков приносили молитвенные жертвы и подарки духам. Они молились вечному небу, солнцу, земле. Своим вторым рождением Сагаалган обязан Чингисхану. Сагаалган стали отмечать весной. Тогда Чингисхан наградил своих лучших воинов и им были присвоены воинские чины. С того времени по его указу стали награждать заслуженных людей серебряными, золотыми монетами и оказывать им материальную помощь кожаными, суконными, войлочными и шерстяными изделиями.
Старейшему жителю дарили целый обоз подарков. Данные исторические факты свидетельствуют о том, что великий хан уже тогда закладывал традиции уважительного и почтенного отношения к людям старшего поколения. И буряты до настоящего времени придерживаются доброй, старинной традиции народа.
После распространения буддизма, поскольку Сагаалган был популярным всенародным праздником, буддийское духовенство не могло не считаться с ним и включило его в свою религиозную систему. Поэтому в проведении обрядов выделяется 2 основных аспекта: культовый и народный. Сагаалган приобрёл обновленные черты и стал более совершенным в культовом плане, но он всегда оставался народным праздником и сохранял древние традиции и обычаи.
В конце 20-х годов в Советском Союзе под видом борьбы с религией и церковью этот народный праздник попал под запрет. С наступлением перестройки повсеместно стали возрождаться народные обычаи, традиции, праздники.
Президиум Верховного Совета РБ своим указом от 01.01.01 года придал национальному празднику Сагаалган статус народного. Это отвечало воле и желанию народа стало началом широкого возрождения культуры, национальных обычаев и обрядов, в том числе возрождения религиозных ценностей.
В символике цветов у монгольских народов белый цвет связан с понятием света, чистоты, святости, добра, благополучия. Для бурята-кочевника счастье – это многочисленное потомство, размножения пяти видов скота, изобилие молока и мяса.
Белая молочная пища – эта высшая категория пищи монгольских народов, пища священная, ибо всё живое на Земле вскормлено материнским белым молоком. Недаром у бурят существуют обряды, связанные с молочной и мясной пищей. Культовая сторона праздника происходит в дацане. Сжигается костёр, на котором очищаются людские прегрешения за прошлый год. Поэтому человек встречает Новый год с чистой душой и телом, избавленный от всякой скверны. Читаются молитвы, священные книги о том, чтобы Новый год оказался для всех счастливым, о здоровье и благополучии людей.
В народно-бытовом плане подготовка к встрече Нового года начиналось задолго до его наступления: проводились чистка и уборка в юртах, в улусах и на дворе, приготовлялись вкусные национальные блюда. В дни праздника люди одевались в лучшую национальную одежду, затем дети шли поздравлять своих родителей, старших, которые в свою очередь желали им здоровья и благополучия.
Сагаалган – Новый год – древний народный праздник, все обряды несут в себе глубокий смысл. В них проявляется стремление к укреплению связей поколений, к созданию здоровой психологической обстановки, обеспечению преемственности в культурном и духовном наследии.
Народный праздник для каждого народа своё, особым образом организованное проживание событий, имеющих определенный смысл. Любой праздник обладает значением и смыслом. Праздник сплачивает и объединяет коллектив, носителей культуры, служит культурным индикатором. Проживая, совместно с семьёй события праздника ребенок расширяет границы своего практического опыта, миропонимания, сознания и самосознания, постигает житейские, духовные смыслы в меру своего возраста. Путь в родную культуру лежит через праздник и культуру его проживания.