Концевая Светлана Сергеевна
Роль сюжетно-ролевой игры в трудовом воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста играет огромную роль в становлении личности. Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого и др.
Публикация «Роль сюжетно-ролевой игры в трудовом воспитании детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых : наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В. И. Глотова, Л. В. Загик, С. М. Котлярова, Г. Н. Лескова, Е. И. Радина, Д. В. Сергеева и другие). По мнению Е. И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе.
Труд взаимосвязан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых, а
также знакомятся с трудом взрослых.
В игре ребенок воссоздает и передает виды человеческой деятельности.
Принимая на себя разные социальные роли, ребенок постигает в игре сложную систему человеческих взаимоотношений. Именно в игровой форме ребенок понимает, что люди любят друг друга и проявляют заботу, защищают и приходят на помощь друг другу
Роль – это образец того, как надо действовать. Выполнение ребенком правил ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Тематика сюжетно-ролевых игр мальчиков и девочек чаще всего различна. Девочки предпочитают играть в «Дочки-матери», «Парикмахерскую», а мальчики – в «Строителей», «Водителей», «Войну». Однако есть игры, в которые интересно играть всем. Это сюжетно-ролевые игры на тему «Профессия». Они расширяют представление детей о многообразии человеческой деятельности, позволяют примерить ту или иную роль. Дети ближе знакомятся с деятельностью родителей на работе. Но, к таким играм нужно готовиться. Кроме оборудования и атрибутов необходимы беседы о профессиях, чтение литературы, просмотр видеороликов, экскурсии, походы в общественные места, прослушивание профессиональных диалогов, разыгрывание ситуаций. Необходимо говорить и о важности любой профессии. Детям необходимо показывать не только действия, которые люди выполняют, но и раскрывать значимость их труда для других. Обращать внимание на личные качества человека. Например, объяснять, что продавец вежливый, внимательный, он выслушивает покупателей, предлагает им нужную вещь. И очень важно, чтобы полученные знания естественным образом влияли на игры детей. Сюжетно-ролевые игры на тему «Профессия» легко совместить с развивающими играми.
Сюжетно-ролевая игра – один из самых естественных способов для ребенка овладения трудовыми навыками как в бытовой жизни так и в формировании первоначальных знаний о трудовой профессиональной деятельности взрослых. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных ситуаций преодолеют дошкольники, играя, в значительной степени зависит от педагогов дошкольного учреждения и от родителей, т. к. семья, самая привычная и естественная среда развития и воспитания ребенка, а роли родителей важны для социализации ребенка и получении трудовых навыков не только в семье, но и в обществе в целом.