Елена Ткачева
«Роль скороговорок в развитии речи дошкольников». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль скороговорок в развитии речи дошкольников»
Воспитатель Ткачева Елена Викторовна. Консультация для родителей.
Публикация «„Роль скороговорок в развитии речи дошкольников“, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Скороговорки
- Темочки
Каждому из нас не только приятно слушать красивую, правильно построенную речь, но и хочется самим говорить красиво. Но этот навык не приходит сам собою, его нужно развивать. И чем раньше, тем лучше. Поэтому одной из задач каждого родителя является научить ребенка правильно и красиво говорить.
Хорошим подспорьем в развитии речи ребенка станут скороговорки. Их нужно читать с самого детства, ведь чтение скороговорок и их заучивание помогают формировать красивую ровную речь, учат проговаривать все буквы, не пропуская их и не «заглатывая». К тому же это веселое и интересное занятие, как для детей, так и для взрослых!
Скороговорка – жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Их еще называли «чистоговорками» или даже «языковертками».
Начинать учить скороговорки можно практически в любом возрасте. Как только ребёнок научился более-менее говорить, ему уже можно зачитывать эти короткие и весёлые стишки. Сначала все слова надо проговаривать очень чётко и медленно, чтобы ребёнок понял, как правильно нужно произносить слова. Постепенно малыш втянется в процесс и начнёт повторять скороговорки за мамой или папой, а потом уже будет рассказывать их без особого труда, причём по памяти.
Кстати, заставлять маленького человечка повторять скороговорки не стоит. Он и сам это начнёт делать, как только поймёт суть игры. При этом задача родителей создать весёлую атмосферу. Тогда малыш быстрее втянется в процесс. А чтобы ребёнку было ещё интереснее, его можно попросить делать хлопок после произнесения каждого слога или «отстукивать» слоги мячиком.
Но это всё общие правила. Если же перейти от слов к практике, то работу со скороговорками можно разбить на несколько отдельных этапов:
Выучить скороговорку. Для этого её надо произносить медленно, чётко проговаривая как гласные, так и согласные звуки. Важно, чтобы ребёнок не просто запомнил все слова стишка или фразы, но и научился повторять их абсолютно правильно.
Правильная артикуляция. После завершения процесса заучивания можно переходить к следующему – безголосому этапу. Для этого надо также медленно и чётко повторять скороговорку, но беззвучно. При этом артикуляционный аппарат (язык, губы и зубы) должны работать. Задача данного упражнения добиться правильной артикуляции.
Шептание. Этот этап тоже не требует быстрого произношения. В данном случае проговаривать скороговорку нужно шёпотом. При этом задача родителей – отследить, чтобы ребёнок именно шептал, а не «шипел». Все слова должны произнеситься чётко и разборчиво.
Медленное повторение. Теперь можно и приступить к повторению скороговорки по памяти в полный голос. Однако торопить ребёнка не следует. Пусть сначала научится проговаривать заданную фразу медленно, но качественно.
Интонационные изменения. Это один из самых весёлых этапов. Ребёнку надо предложить проговаривать скороговорку с разными интонациями, например: в вопросительной или восклицательной формах, весело или грустно, задумчиво или агрессивно, напевая или на разные голоса. Детям нравится такая игра. Кстати, на этом этапе скорость произношения тоже не важна. Главное, научить ребёнка пользоваться своим голосом.
Непосредственно скороговорка. И вот только теперь можно приступать к быстрому проговариванию. Тут заданий можно придумать очень много, например: кто быстрее проговорит скороговорку без ошибок или повторить фразу без запинки три-четыре раза подряд и т. д.
Каждому звуку – своя скороговорка
Существует неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки – близкие нам по смыслу и по духу. Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.
Например:
Для звука [в] : Воробья врачи спасали, в вертолет его внесли. Вертолет вертел винтами, волновал траву с цветами.
Для звука [ж] : Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком, стриж с стрижихой и стрижонком.
Для звуков [з], [з’] : Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Для звука [р] : На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Для звуков [с], [с’] : У Сони и Сани сом с усами. Сом с усами в сетях у Сони и Сани.
Для звука [ш] : Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон!
Для звука [щ] : Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
В процессе усовершенствования дикции ребенка необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с которыми у малыша возникают трудности или проблемы.