оксана чепель
Роль семьи в выборе будущей профессии учащегося ДШИ
▼ Скачать + Заказать документы
Перед всеми людьми в определенный период времени встает необходимость выбора профессии. Родители зачастую оказывают самое большое влияние на своих детей, убеждая их, что именно та или иная профессия поможет «стать человеком». Родители ориентируются относительно желаемого положения своих детей в обществе, с точки зрения собственного места в жизни. Всем родителям хочется обеспечить благополучие своим детям, чтобы они получили надежную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию.
Публикация «Роль семьи в выборе будущей профессии учащегося ДШИ» размещена в разделах
- ДШИ. Детская школа искусств
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Темочки
О выборе профессии заводят речь обычно с ребенком-подростком, у которого уже начали формироваться представления о его будущем. Предлагаю вам проследить на примере Детской школы искусств им. А. И. Плотнова за ступеньками роста ребенка, его интересами и ролью родителей в процессе творческого развития и определения детей.
Итак, начнем с самой первой ступени. Набор детей в ДШИ им. А. И. Плотнова начинается с двух лет. Естественно, что в это время инициатива развития талантов принадлежит только родителям. Именно они решают, чем должен хотеть заниматься их ребенок. Цели, которые ставят перед собой родители юных дарований, актуальны непосредственно для данного периода времени, а именно:
- развить мелкую моторику рук;
- развить мышление, внимание, память, речь;
- научить общаться в коллективе;
- приучить ребенка к посещению детского сада.
Еще не идет речи о профессиональном определении ребенка, но прагматизм родителей уже прокладывает тропинку к будущей профессии.
Следующая ступень – дети дошкольного и младшего школьного возраста. Как правило, их приводят родители, чтобы увлечь ребенка какой либо деятельностью. Иногда дети громко объявляют: «Я хочу рисовать». Педагогу сразу понятно, что ребенка на данном этапе интересует именно изобразительная деятельность, и он готов к восприятию новых знаний. Бывает, что родители приводят детей именно для того, чтобы показать множество видов деятельности, в которых участвуют и достигают успехов те, кто уже учится в школе искусств. Пройдя по школьным кабинетам, (в каждом кабинете постоянно действует выставка детских работ) ребенок «загорается» тем видом творчества, который оказал на его восприятие наиболее сильное воздействие. Затем следуют занятия и ученик либо настойчиво и кропотливо постигает азы выбранного им ремесла, что влияет и на его самоопределение в профессии; либо бросает занятия и пытается попробовать себя в другом виде творчества.
Поиск своего «Я», своей ниши в жизни – это необходимый элемент для ребенка. Чтобы выбрать свое ремесло, надо познакомиться со многими. Кто-то определяется и осваивается в творческом направлении, а кто-то понимает, что математика или биология ему родней.
Последняя ступень – это дети среднего и старшего школьного возраста. К этому этапу, как правило, учащиеся школы искусств обучаются в старших классах, выбранных ими направлений и готовятся к защите дипломных проектов. Здесь можно смело говорить о сложившемся профессиональном определении ученика. Многие выпускники связывают свою жизнь с профессией, азы которой получили на занятиях в Детской школе искусств им. А. И. Плотнова. Кто-то только учится по выбранным специальностям, а кто-то уже достигает успехов на творческом поприще.
Большую роль в выборе профессии ребенка играют родители.
Самые распространенные ситуации влияния родителей на выбор детей : «ситуация гиперопеки», «свободный выбор», «взвешенное, совместно продуманное решение».
Очень важно, чтобы родители часть ответственности возложили на детей. Выбор подразумевает ответственность за его последствия. «Я учусь для себя!». Эта установка является стимулом к продвижению по пути профессионального развития.
Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно. Особенно ценно для подростков, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями.
На сегодняшний день лучше сделать ставку на овладение несколькими профессиями, хорошо, если в ситуации выбора профессии у ребенка имеется запасной вариант. Как правило, сами подростки об этом варианте не задумываются, и наша задача – поставить перед ним вопрос: что они будут делать, если по каким-то причинам им не удастся реализовать намеченные планы? Наличие запасного варианта позволяет снизить напряжение в ситуации выбора профессии и тревогу у подростка.
Семья – это пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части своей жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с выбранной профессией.