Наталия Гудыма
Роль семьи в воспитании у детей любви к природе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: активно повышать роли семьи в воспитании у их детей любви к природе.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – это сложный и очень длительный процеcc. Его результатом должно быть не только овладение какими-то определёнными знаниями, навыками и умениями, а также развитие их эмоциональной отзывчивости, умения и желания защищать, улучшать, способствовать облагораживанию природной среды.
Публикация «Роль семьи в воспитании у детей любви к природе» размещена в разделах
Для того чтобы ребёнок научился чувствовать природу, ее красоту, беречь её богатство, необходимо прививать ему эти чувства с самого раннего детства – конкретно в тот период, когда у ребенка интерес к окружающей флоре и фауне очень велик. Надо постараться пробудить в детях, для начала, интерес к живой природе, научить сравнивать и делать выводы.
Великий педагог В. А. Сухомлинский замечал: «Наблюдения необходимы ребёнку, как солнце, воздух и вода необходимы растению, и для того чтобы ребёнок научился видеть в одуванчике солнышко на ладони, в белой берёзе – девицу в сарафане, - для этого надо бывать на природе, останавливаться, присматриваться, чтобы увидеть. Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчанье весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонков в бездонном небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни».
Сегодня мы с вами поговорим об самом красивом, безграничном и живом мире природы, вместе подумаем о том, как можно и в семье и в детском саду воспитать у детей чувство любви к природе.
В последнее время мир очень сильно изменился. Ни для кого не секрет, что на Земле существуют огромные экологические проблемы, которые угрожают здоровью и жизни людей. Это загрязнение окружающей среды, выбросы в атмосферу, сокращение площади лесов, изменение климата, озоновые дыры и т. д.
Наряду с этими проблемами переплетаются другие проблемы, которые связаны с жизнью людей: это проблемы энергетики, здоровья, питания и транспорта. Сегодня от нас с Вами, дорогие родители, зависит и дальнейшее существование жизни на нашей земле. Начинать экологическое воспитание нужно с самого раннего детства, с закладывания в ребенке понимания красоты и любви к природе, ориентирования на доброе и прекрасное, что в ней заложено.
Ведь детство, это самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребёнка. Когда он пойдет в школу, ребенок унесёт в душе все добро и зло, которые будут уже заложены в детстве. Он расстанется с воспитателями и некоторыми сверстниками, но при этом он всегда будет с родителями. Но, когда ребёнок уже вырастет, то кого же увидят постаревшие родители рядом с собой: доброго, заботливого или же жестокого и равнодушного человека?
Так давайте, дорогие родители, не упустим это время и постараемся вырастить доброго, справедливого, трудолюбивого, искреннего человека для всего нашего общества. Это, в первую очередь, зависит от вас самих. Ведь недаром пословица гласит: «Умел дитя родить, умей и научить».
С помощью природной среды взрослые получают возможность развивать ребё нка всесторонне: расширять его кругозор, показывать взаимосвязи в природе, вовлекать своих детей в совместную деятельность, давать посильные поручения, побуждать ребёнка к сочувствию, сопереживанию, воспитывать желание помогать делом (протирание листьев, посадка лука, полив цветов и т. д.) У природы человек учится красоте, добру, справедливости. Прежде всего надо пытаться сталкивать ребёнка с чудесами живой природы и давать возможность ребенку любоваться деревом и кустиком, кошкой и собакой… Встреча с природой должна быть для ребёнка праздником, которые мы, взрослые, должны тщательно подготовить.
Сколько бы мы не говорили ребёнку о том, что нужно бережно относиться к природе, мы никогда не достигнем желаемого результата, если не будем выводить ребёнка на природу, показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.
И что, прежде всего, в этом помогает? Да, это прогулки на улице, в парках и разнообразные наблюдения. А в дальнейшем различные походы в лес, на луг, в поле, к речке.
Во время прогулок старайтесь вместе с ребенком наблюдать за происходящим в природе, обогащать детей новыми знаниями, которые являются основой сознательного отношения к ней, а также развивают у них чувства прекрасного. Мы обязаны научить детей видеть красоту природы, оценивать её и стремиться к её защите, помогать ей. Например, в зимний период подкармливать птиц; весной - развешивать скворечники; осенью - собирать корм для птиц и т. д.
Счастье - это быть с природой, видеть её, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить ему детей!
Спасибо за внимание.