Реунова Юлия
Роль семьи в реализации метода проектов в детском саду
▼ Скачать +Заказ
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир своего ребёнка, педагогам - чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. И сегодня речь идет уже не просто об обмене информацией между родителями и педагогами. Цель работы ДОУ с семьей – создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.
Публикация «Роль семьи в реализации метода проектов в детском саду» размещена в разделах
Актуальность определяется тем, что существующие тенденции и нормативные изменения в реализации ФГОС в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей. И здесь удачной находкой оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает всё более широкое распространение в дошкольных учреждениях.
Зачем нужны проекты?
1. Поддержка и развитие самостоятельной и познавательной деятельности детей.
2. Развитие познавательной сферы, расширение кругозора.
3. Развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка. Развитие умения наблюдать, слушать.
4. Развитие мышления, навыков обобщать и анализировать, внимания, воображения, памяти, речи.
5. Обучение в сотрудничестве (учить ребят добиваться единой цели, работая в группе).
6. Прежде расширяются знания детей о различных областях действительности, а также развиваются общие способности дошкольников – познавательные, коммуникативные и регуляторные.
Если дети участвует в работе над проектом, то какова же роль родителей?
Привлечение родителей к реализации проектов в детском саду обусловлено несколькими причинами:
• Во-первых, в силу своих возрастных особенностей дети не могут быть абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого.
• Во-вторых, объединение детей и взрослых особенно важно в ситуации широко распространённого дефицита внутрисемейного общения.
Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности в детском саду – сотрудничество, содействие, партнёрство с ребёнком и педагогами ДОУ.
Формы участия родителей в проектной деятельности:
• Мотивационная поддержка – показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта.
• Информационная поддержка – родители выступают источником информации для ребёнка, помощником в поиске нужной информации.
• Организационная поддержка – например, сопровождение детей в музей.
• Техническая поддержка – фото- и видео- съёмка, монтаж материалов, составление презентаций.
Опыт работы показал, что сначала не все родители охотно включаются
совместную деятельность с педагогами и детьми, но затем, выполняя некоторые задания, начинают понимать, как важны их усилия для детей, как приятно провести вместе с детьми время. Такая совместная проектная деятельность способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться. Совместное выполнение какого-нибудь замысла ребёнка и его родителей укрепляет детско-родительские отношения.
Все мы только выиграем от того, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.
Что же ребёнок познаёт из общения с родителями, совместного участия в делах, наблюдений за действиями членов семьи?
- участие родителей в совместных с ребёнком делах доставляет детям особое удовольствие,
- благоприятствует их успехам;
- расширяет социальный опыт ребёнка и дает положительные модели для подражания;
- дети начинают относиться к родителям, как к источнику знаний и опыта.
Родители также могут принимать участие в творческих проектах, где их помощь и поддержка оказываются особенно важными. Например, при подготовке выставок, поделок, презентаций или театральных постановок дети могут работать вместе с родителями над созданием макетов, костюмов или декораций. Это не только развивает творческие способности детей, но и укрепляет их эмоциональные связи с родителями, поскольку совместная работа над проектом способствует сближению и улучшению взаимопонимания в семье.
Важную роль играет и консультационная помощь со стороны родителей, особенно в проектах, требующих специфических знаний. Например, родители, работающие в определенных профессиональных сферах (медицина, строительство, наука, могут рассказать детям о своих профессиях, провести мастер-классы или видеоэкскурсии по месту их работы. Это помогает детям получить представление о реальном мире и увидеть практическое применение знаний, что способствует развитию их интереса к различным видам деятельности.
Родители – источник информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при выполнении ими проектной деятельности. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми, они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, у них формируется значимое отношение к понятию «семья».