Ольга Костылева
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников (детей дошкольного возраста)
▼ Скачать + Заказать документы
«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»
Л. Кассиль
В настоящее время все чаще возникают разговоры о толерантном мире без насилия и жестокости. Как воспитывать ребенка, так чтобы он вырос человеком, уважающим окружающих его людей. Такое воспитание ребенок должен получать с раннего детства и в семье, и в школе.
Публикация «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников (детей дошкольного возраста)» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Воспитание этого качества происходит ежедневно – это и осознание ребенком неповторимости своей личности, а также личности каждого одноклассника и формирование чувства сплоченности классного коллектива. Воспитывать необходимо не только толерантное отношение к окружающим, но и уважение к культуре, традициям страны, в которой живем. Духовно – нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются в семье.
Поэтому государством и обществом уделяется большое внимание духовно-нравственному развитию и воспитанию личности младшего школьника. А это возможно только при согласованном взаимодействии семьи и школы.
Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие. Но та же семья может стать причиной формирования негативных качеств в ребенке, препятствовать его адаптации в меняющихся жизненных условиях.
Именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребенка, к его проблемам и трудностям — это важные факторы реабилитации растущей личности.
Главными участниками воспитательного процесса выступают все члены семьи : мать и отец, бабушки и дедушки, братья и сестры и так далее. От их действий и отношения к ребенку зависти успешность его развития. Для нормального психического развития ребенка, ему нужна любовь родителей, спокойная обстановка в семье, доброжелательное отношение. Только подлинная родительская любовь, огромное терпение, согласованность могут помочь добиться ребёнку желаемых результатов.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации. Последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые:
результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) :
Для разработки этого плана мне помогает новый проект в который мы вступили в этом году «Я-ТЫ-ОН-ОНА» - вместе целая страна» В этом проекте, есть методические материалы, которые подойдут для духовно-нравственного воспитания школьника, чем хороши эти методические разработки, материалы, их можно дорабатывать и перерабатывать под себя.
1. «Моя семья – моя опора», Задачи: Познакомить ребят со статьями семейного кодекса, способствовать нравственному становлению личности. Развитие коммуникативного отношения. Воспитание любви и уважения к старшему поколению.
2. Поход «Семейное путешествие». «Туристическая кругосветка»( ЗАДАЧА: Привлекать к отдыху на природе, учить подбирать удачные места игр с детьми. Воспитывать дружеские отношения между детьми и родителям, педагогами).
3. «День добрых дел». Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц, которая также ставит перед собой задачу привлечения родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду; сплочение в общем деле.)
4. «День добра и уважения», «Поздравь ветерана» задачи: воспитывать уважение, внимательное и заботливое отношение к пожилым людям: бабушкам и дедушкам. Привлечь родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям, сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей,подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках.
Конкурс рисунков «Безопасная дорога» ( ЗАДАЧА: Привлечь родителей к изучению и повторению с учащимися правил дорожного движения, выбора безопасной дороги от дома до школы)
5. Экскурсии по памятным местам Перми и Пермского края ( ЗАДАЧА: Привлечь родителей к участию памятных датах в истории страны и родного края Воспитывать желание знать больше о родных. ,а также конкурс рисунков «Достопримечательности моего села»
6. «День Матери» : совместный праздник учащихся и родителей ( ЗАДАЧА: Доставить радость общения между детьми и взрослыми. Оказать содействие семейному духовно-нравственному воспитанию).
7. «Новая книга». ( ЗАДАЧА: Сбор и сдача макулатуры. Покупка новой литературы в школьную библиотеку.)и т. д.
8. «Совместный труд». Создание и оформление клумб, озеленение школьной территории. ( ЗАДАЧА: Привлечь родителей к экологическому и эстетическому воспитанию учащихся. Сплочение детского и родительского коллектива.)