Папки-передвижки

Роль семейных традиций в воспитании и социализации детей в ДОУ

Лилия Алмакаева
Роль семейных традиций в воспитании и социализации детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Социально-экономические изменения последних лет содействовали воспитанию у целого поколения россиян качеств, не способствующих поддержанию семейных отношений, воспитанию детей. На фоне растущего социального расслоения возрастает родительское неблагополучие, которое статистически отражено в ежегодном увеличении числа родителей, лишенных родительских прав, отказных детей. Даже по мере улучшения экономической ситуации в стране, внимания государства к социальной политике проблемы родительского неблагополучия остаются крайне актуальными, а его причины не до конца изученными. [7]

Темочки:

Решение этой проблемы возможно только с помощью соответствующих государственных структур. Пропаганда приоритета полной семьи с детьми, разработка программ, содействующих воспитанию у детей ценностного отношения к семье, - задачи образования, которые поставлены в документах федерального уровня. [7]

Одним из факторов, способствующих укреплению семейных отношений это формирование семейных традиций. Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки членов семьи. Дошкольники получают в семье первый социальный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, учатся делать людям приятное, доброе.

Связь поколений, сохранение традиций семьи – это было важно К сожалению, многие современные семьи живут разрозненно, редко собираются вместе, забывают о своих родителях, - у них нет совместных занятий. Отсутствие традиций в семье ведет к разобщению людей, даже самых близких.

Многие родители не знают свои «корни», забываются семейные традиции. Теряется нить времен и поколений. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путём, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.

По мнению ученых (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Л. И. Божович, дошкольный возраст – очень важный и ответственный период для формирования позитивной социализации ребенка дошкольного возраста. Именно в этом возрасте у человека формируется усвоение норм, ценностей и традиций, принятых как семье, так и в обществе.

Успешная социализация детей раннего возраста зависит от качественных показателей сотрудничества родителей и педагогов образовательного учреждения.

С целью выявления отношения родителей воспитанников к роли семейных традиций в воспитании детей было проведено анкетирование, результаты которого показали, что около 100% опрошенных родителей считают семейные традиции важным фактором воспитания и развития ребенка и в данных семьях существуют свои традиции. В основном эти традиции связаны с праздниками и совместными досугами, так же в некоторых семьях существуют такие традиции как чтение сказок перед сном, совместные прогулки. Но, несмотря на это, в ходе беседы с детьми, было выявлено, что дети не знают как зовут родителей, где и кем работают родители, чем занимаются члены семьи. Поэтому возникла потребность организовать целенаправленную работу, целью которой стало формирование представлений детей о семье, членах семьи и их взаимоотношениях,семейных традициях, представления о профессии родителей, воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях; создание условий для развития активной и разнообразной творческой игровой деятельности, посредством организации семейных традиций.

Совместное творчество сближает детей и родителей, помогает лучше узнать друг друга. Наблюдая за родителем в творческом процессе, помогая посильно в этом деле, ребёнок учится тому, чему не научишь словами. Что творчество — это просто и естественно. Что если есть затруднение, то можно найти и решение. Совместная художественная деятельность восполняет недостаток родительского внимания, она снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость. Совместное творчество так же может стать традицией семьи. С этой целью организовали выставки совместных творческих работ родителей и детей на темы «Счастливое детство», «Защитникам Отечества посвящается», «Наши мамы лучше всех». Организовывая и участвуя на выставках, мы рассматривали с детьми каждую работу. Воспитанники делились своими впечатлениями и рассказывали о своей работе, что способствовало развитию речи (расширению словарного запаса, умению строить предложения, умению слушать, рассматривать, формированию элементарных социально-коммуникативных навыков. Для поддержания интереса детей к творческой деятельности в группе были проведены занятия по художественно-эстетическому развитию на тему «Открытка для папы» (в рамках празднования Дня защитников Отечества) и «Открытка для мамы» (в честь Международного женского дня). Данные мероприятия способствовали воспитанию в детях чувства уважения и любви к близким людям – родителям, а так же формированию элементарных художественных умений и навыков: умение пользоваться кисточкой, намазывать клей на деталь, приклеивать детали, создавая единую композицию.

С целью формирования представлений детей о членах семьи и их взаимоотношениях были проведены беседы с рассматриванием иллюстраций на тему «Семья», «Кто чем занят» и семейных фотографий, которые были оформлены в коллаж. Для закрепления данных представлений были организованы сюжетные игры «В магазин за продуктами», «Накроем праздничный стол», «Поможем приготовить праздничный обед». Включение данных сюжетных игр способствовало формированию представлений детей о роли членов семьи и их взаимоотношениях (мама готовит, ходит за продуктами в магазин, а папа и дети помогают ей); формированию представлений об элементарных трудовых действиях; расширению словарного запаса, воспитанию уважительного отношения друг к другу и членам семьи, а так же формированию представлений о семейных традициях – домашние обязанности, гостеприимство, семейный обед.

Немаловажную роль в формировании данных представлений сыграло устное народное творчество. Константин Дмитриевич Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всё м его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое. Произведения своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка. В. А. Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности». Наши дети очень активно участвуют в конкурсах стихов и песен,проведенных в детском саду и занимают призовые места. В процессе заучивания и проговаривания стихов и песен у детей развивается восприятие, внимание, память, мышление и, конечно же речь.

С целью повышения педагогической компетенции родителей воспитанников была разработана и проведена консультация на тему «Значение художественной литературы в жизни ребенка», оформлена информационная папка «Учите вместе с нами», где представлены художественные произведения для чтения детям и разучивания с детьми, также консультации на тему: «Семейные традиции ваше достояние», «Сказки на ночь», «День рождения – только раз в году», «Как удивить детей новогодними подарками».

Также теплым и приятным мероприятием стало развлечение для любимых мам и бабушек «Мамин праздник», где дети с любовью гордо преподнесли свои поделки,а мамы в ответ организовали своим детям праздничный стол из национальных блюд. На праздничном столе были чакчак, блины, оладушки, пироги,губадия и т. д.

Недавно мы с детьми приняли участие в оформлении онлайн выставки и изготавливали из соленого теста национальные блюда. Участвовали в сюжетно-ролевой игре «Приготовим праздничный стол», «Приготовим угощенья для кукол». Родители на практике смогли увидеть несложные приемы и формы организации игровой деятельности детей в обыденной жизни семьи, способствующие формированию у детей представлений о семейном быте, семейных традициях. Данная форма организации образовательного процесса способствует установлению теплого неформального, доверительного отношения, эмоционального контакта между педагогами и родителями, между родителями и детьми; позволяет создать эмоциональный комфорт в группе; родители становятся более открытыми для общения.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [2]. Тема семейных традиций как фактора успешной социализации детей дошкольного возраста мною была взята не случайно, так как малыши только переступили порог детского сада, и их знакомство с ним только начинается. С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в жизни. С этого времени начинается развитие и умножение контактов ребенка с социумом в условиях совместной деятельности. Поэтому для меня было важно создать благоприятные условия для формирования их позитивного опыта общения в разных ситуациях взаимодействия с другими людьми (близкими взрослыми, детьми, содействовать успешной социализации и становлению их социокультурного опыта в соответствии с возрастными особенностями, а без поддержки семьи этот процесс не будет успешным. Результаты проведенной работы заметны: дети стали более активны в общении со взрослыми (педагогами и родителями) – делятся своими впечатлениями о проведенных выходных (куда ходили, в какие игры играли с родителями, о занятиях в группе (какими игрушками играли, что рисовали или лепили); у некоторых детей появились предпочтения в игровой деятельности и в выборе партнера по игре.

Приобщение детей к семейным традициям — один из основных важных факторов успешной социализации детей среднего возраста. Семейные обычаи и обряды регулируют внутреннюю жизнь семьи, её семейный уклад и формируют очень важные личностные качества ребенка.

Детство – самое благоприятное время формирования семейных ценностей. Именно в этот период личность наиболее открыта влияниям, а взгляды и впечатления, полученные в детстве, - глубокие и сознательные. Дети и родители становятся активными участниками в реализации важнейших задач, направленных на возрождение и укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников»Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» В декабре в нашей группе №6 «Колобок» было проведено родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» в нетрадиционной.

Конспект мастер-класса по изучению и сохранению семейных традиций кубанского казачества «Открываем бабушкин сундук» «Открываем бабушкин сундук…» Цель: создание условий для формирования у детей устойчивого интереса к истории, быту и культурному наследию.

Конспект родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании ребенка»Конспект родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании ребенка» Цель собрания - определить место и значение семейных традиций в жизни ребенка; - предложить практические рекомендации по формированию семейных.

Консультация для родителей «Роль отца в воспитании детей» Известный психолог Э. Берн отмечал, что для ребёнка крайне ценны тёплые отношения с папой. Настоящее отцовство – это гораздо больше, чем.

Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей»Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей» Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей» С древних времён различные формы театрального действа служили.

Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей»Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.

Консультация «Роль родителей в воспитании детей» Забота о воспитании детей, подготовка их к общественно-полезному труду, к активному участию в жизни общества является важнейшей обязанностью.

Консультация «Виды игр и их роль в воспитании детей» Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В свободное время дети с упоением.

Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей»Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию.

Совместная работа ДОУ и семьи в воспитании у детей социальной компетентности и культурных традицийСовместная работа ДОУ и семьи в воспитании у детей социальной компетентности и культурных традиций Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль семейных традиций в воспитании и социализации детей в ДОУ
Опубликовано: 21 января 2022 в 12:29
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль семейных традиций в воспитании и социализации детей в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Алмакаева (УИ 931089) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД