Лилия Алмакаева
Роль семейных традиций в воспитании и социализации детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-экономические изменения последних лет содействовали воспитанию у целого поколения россиян качеств, не способствующих поддержанию семейных отношений, воспитанию детей. На фоне растущего социального расслоения возрастает родительское неблагополучие, которое статистически отражено в ежегодном увеличении числа родителей, лишенных родительских прав, отказных детей. Даже по мере улучшения экономической ситуации в стране, внимания государства к социальной политике проблемы родительского неблагополучия остаются крайне актуальными, а его причины не до конца изученными. [7]
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Решение этой проблемы возможно только с помощью соответствующих государственных структур. Пропаганда приоритета полной семьи с детьми, разработка программ, содействующих воспитанию у детей ценностного отношения к семье, - задачи образования, которые поставлены в документах федерального уровня. [7]
Одним из факторов, способствующих укреплению семейных отношений это формирование семейных традиций. Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки членов семьи. Дошкольники получают в семье первый социальный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, учатся делать людям приятное, доброе.
Связь поколений, сохранение традиций семьи – это было важно К сожалению, многие современные семьи живут разрозненно, редко собираются вместе, забывают о своих родителях, - у них нет совместных занятий. Отсутствие традиций в семье ведет к разобщению людей, даже самых близких.
Многие родители не знают свои «корни», забываются семейные традиции. Теряется нить времен и поколений. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путём, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.
По мнению ученых (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Л. И. Божович, дошкольный возраст – очень важный и ответственный период для формирования позитивной социализации ребенка дошкольного возраста. Именно в этом возрасте у человека формируется усвоение норм, ценностей и традиций, принятых как семье, так и в обществе.
Успешная социализация детей раннего возраста зависит от качественных показателей сотрудничества родителей и педагогов образовательного учреждения.
С целью выявления отношения родителей воспитанников к роли семейных традиций в воспитании детей было проведено анкетирование, результаты которого показали, что около 100% опрошенных родителей считают семейные традиции важным фактором воспитания и развития ребенка и в данных семьях существуют свои традиции. В основном эти традиции связаны с праздниками и совместными досугами, так же в некоторых семьях существуют такие традиции как чтение сказок перед сном, совместные прогулки. Но, несмотря на это, в ходе беседы с детьми, было выявлено, что дети не знают как зовут родителей, где и кем работают родители, чем занимаются члены семьи. Поэтому возникла потребность организовать целенаправленную работу, целью которой стало формирование представлений детей о семье, членах семьи и их взаимоотношениях,семейных традициях, представления о профессии родителей, воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях; создание условий для развития активной и разнообразной творческой игровой деятельности, посредством организации семейных традиций.
Совместное творчество сближает детей и родителей, помогает лучше узнать друг друга. Наблюдая за родителем в творческом процессе, помогая посильно в этом деле, ребёнок учится тому, чему не научишь словами. Что творчество — это просто и естественно. Что если есть затруднение, то можно найти и решение. Совместная художественная деятельность восполняет недостаток родительского внимания, она снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость. Совместное творчество так же может стать традицией семьи. С этой целью организовали выставки совместных творческих работ родителей и детей на темы «Счастливое детство», «Защитникам Отечества посвящается», «Наши мамы лучше всех». Организовывая и участвуя на выставках, мы рассматривали с детьми каждую работу. Воспитанники делились своими впечатлениями и рассказывали о своей работе, что способствовало развитию речи (расширению словарного запаса, умению строить предложения, умению слушать, рассматривать, формированию элементарных социально-коммуникативных навыков. Для поддержания интереса детей к творческой деятельности в группе были проведены занятия по художественно-эстетическому развитию на тему «Открытка для папы» (в рамках празднования Дня защитников Отечества) и «Открытка для мамы» (в честь Международного женского дня). Данные мероприятия способствовали воспитанию в детях чувства уважения и любви к близким людям – родителям, а так же формированию элементарных художественных умений и навыков: умение пользоваться кисточкой, намазывать клей на деталь, приклеивать детали, создавая единую композицию.
С целью формирования представлений детей о членах семьи и их взаимоотношениях были проведены беседы с рассматриванием иллюстраций на тему «Семья», «Кто чем занят» и семейных фотографий, которые были оформлены в коллаж. Для закрепления данных представлений были организованы сюжетные игры «В магазин за продуктами», «Накроем праздничный стол», «Поможем приготовить праздничный обед». Включение данных сюжетных игр способствовало формированию представлений детей о роли членов семьи и их взаимоотношениях (мама готовит, ходит за продуктами в магазин, а папа и дети помогают ей); формированию представлений об элементарных трудовых действиях; расширению словарного запаса, воспитанию уважительного отношения друг к другу и членам семьи, а так же формированию представлений о семейных традициях – домашние обязанности, гостеприимство, семейный обед.
Немаловажную роль в формировании данных представлений сыграло устное народное творчество. Константин Дмитриевич Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всё м его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое. Произведения своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка. В. А. Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности». Наши дети очень активно участвуют в конкурсах стихов и песен,проведенных в детском саду и занимают призовые места. В процессе заучивания и проговаривания стихов и песен у детей развивается восприятие, внимание, память, мышление и, конечно же речь.
С целью повышения педагогической компетенции родителей воспитанников была разработана и проведена консультация на тему «Значение художественной литературы в жизни ребенка», оформлена информационная папка «Учите вместе с нами», где представлены художественные произведения для чтения детям и разучивания с детьми, также консультации на тему: «Семейные традиции ваше достояние», «Сказки на ночь», «День рождения – только раз в году», «Как удивить детей новогодними подарками».
Также теплым и приятным мероприятием стало развлечение для любимых мам и бабушек «Мамин праздник», где дети с любовью гордо преподнесли свои поделки,а мамы в ответ организовали своим детям праздничный стол из национальных блюд. На праздничном столе были чакчак, блины, оладушки, пироги,губадия и т. д.
Недавно мы с детьми приняли участие в оформлении онлайн выставки и изготавливали из соленого теста национальные блюда. Участвовали в сюжетно-ролевой игре «Приготовим праздничный стол», «Приготовим угощенья для кукол». Родители на практике смогли увидеть несложные приемы и формы организации игровой деятельности детей в обыденной жизни семьи, способствующие формированию у детей представлений о семейном быте, семейных традициях. Данная форма организации образовательного процесса способствует установлению теплого неформального, доверительного отношения, эмоционального контакта между педагогами и родителями, между родителями и детьми; позволяет создать эмоциональный комфорт в группе; родители становятся более открытыми для общения.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [2]. Тема семейных традиций как фактора успешной социализации детей дошкольного возраста мною была взята не случайно, так как малыши только переступили порог детского сада, и их знакомство с ним только начинается. С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в жизни. С этого времени начинается развитие и умножение контактов ребенка с социумом в условиях совместной деятельности. Поэтому для меня было важно создать благоприятные условия для формирования их позитивного опыта общения в разных ситуациях взаимодействия с другими людьми (близкими взрослыми, детьми, содействовать успешной социализации и становлению их социокультурного опыта в соответствии с возрастными особенностями, а без поддержки семьи этот процесс не будет успешным. Результаты проведенной работы заметны: дети стали более активны в общении со взрослыми (педагогами и родителями) – делятся своими впечатлениями о проведенных выходных (куда ходили, в какие игры играли с родителями, о занятиях в группе (какими игрушками играли, что рисовали или лепили); у некоторых детей появились предпочтения в игровой деятельности и в выборе партнера по игре.
Приобщение детей к семейным традициям — один из основных важных факторов успешной социализации детей среднего возраста. Семейные обычаи и обряды регулируют внутреннюю жизнь семьи, её семейный уклад и формируют очень важные личностные качества ребенка.
Детство – самое благоприятное время формирования семейных ценностей. Именно в этот период личность наиболее открыта влияниям, а взгляды и впечатления, полученные в детстве, - глубокие и сознательные. Дети и родители становятся активными участниками в реализации важнейших задач, направленных на возрождение и укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества.