МААМ-картинки

Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников

Алина Спирина
Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Что такое психологический комфорт? Психологический комфорт – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться, так же психологический комфорт в детском саду – важное условие эффективности обучения и воспитания дошкольников.

При создании комфортных условий пребывания ребенка в дошкольном образовательном организации – значительная роль принадлежит взаимоотношениям воспитателя с воспитанниками. Этот фактор особенно важен на начальном этапе воспитания и обучения детей, когда «погода в группе» зависит, прежде всего, от воспитателя и во многом определяет степень психологической адаптации детей.

Публикация «Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников» размещена в разделах

И все – таки психологическая комфортность необходима не только для

развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит его физическое состояние. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Поэтому психологический комфорт является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает

своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне

ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, знания, активно

взаимодействует с воспитателем и сверстниками, либо, напротив, становится

пассивным, замкнутым, отстраненным. Благоприятные психологические

условия характеризуется атмосферой взаимного уважения, дружелюбия,

создают комфорт и условия для пребывания ребенка в детском саду,

раскрывают потенциальные возможности личности. Неблагоприятные

условия препятствует личностному развитию, ввергая ребенка в состояние

незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния. Источником психологической комфортности является положительное эмоциональное

состояние, как ребенка, так и воспитателя.

Дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность, почувствовать себя легче и добрее, научить постоянно дарить людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами.

Нельзя допускать у детей комплексов, страхов, неуверенности в себе. В

группе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и

«глупых». Каждый ребенок личность, поэтому должен ощущать присутствие

веры педагога в свои силы.

В связи с этим мы можем выделить несколько групп факторов, составляющих окружение воспитанника. Это:

- психолого-педагогические факторы (личность воспитателя,

возможности ребенка усвоить образовательную программу);

- социальные (статус в группе, отношения с другими воспитанниками);

- физические (групповое пространство, включая обстановку,

освещенность, режим дня, качество питания и т. д.)

Однако очень часто наш тон общения с детьми, манера общения

вызывает у воспитанников спокойствие и готовность к действию, а чувство тревожности, беспокойства если это авторитарное или диктаторское воспитание. Благоприятный климат зависит от многих и многих факторов. Нам педагогам важно помнить, что психологический климат в группе начинает создаваться вне образовательной деятельности. Взаимоотношения наше с воспитанниками – важнейшее условие психологической атмосферы в детском саду. Как мы относимся к работе, как разговариваем с детьми, с родителями, другими коллегами, радуемся ли успехам детей и как радуемся, как выражаем свои эмоциональные чувства, как ими владеем - все это и многое другое оказывает воздействие воспитателя на воспитанников и на их отношение к нам.

Их своего небольшого опыта у непосед стремлюсь сформировать сдержанность, интерес к деятельности, побуждающий к усидчивости, сосредоточенности внимания. И вместе с тем нужно давать им возможность разрядить свою энергию в деятельности, требующей двигательной активности. От неподвижности дети утомляются.

Хорошо, чтобы дети почаще слышали от нас воспитателей привычное, домашнее для них обращение - Сашенька, Игорек, а не холодно - официальное - Егоров Александр, Кириллова Наташа. Даже если в группе три Лены, два Вовы, то и тогда не обязательно их называть по фамилиям: пусть каждый слышит теплое, ласковое обращение, к которому он привык.

Как же нам педагогам создать психологический комфорт? Можно воспользоваться следующими рекомендациями:

• используйте в своей работе просьбы, а не требования;

• используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное

словесное воздействие;

• используйте компромиссные решения спорных вопросов;

• добейтесь четкой организации работы, а не жесткую дисциплину;

• используйте методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка,

юмористическая картинка, поговорка, небольшое стихотворение или музыкальная минутка).

Только учитывая возрастные (и, конечно, индивидуальные) особенности ребенка, мы сможем определить и меру своих требований, и форму, в какой они будут предъявлены. К самым маленьким воспитатель проявляет особую теплоту. Он умеет пожалеть, посочувствовать, создать у ребенка ощущение защищенности. Это, конечно, не означает, что дети постарше не нуждаются в чуткости, заинтересованности от педагога : в установлении душевных связей со старшими детьми от него требуется еще и умение давать объяснения, аргументировать запрет, серьезно разговаривать, шутить.

Дети любят воспитателя оптимистически настроенного: его оптимизм – то неуловимое, что не укладывается ни в какие планы и конспекты, но содействует установлению душевных связей в отношениях «воспитатель -дети». У такого педагога воспитанники всегда жизнерадостны. Все это

способствует установлению положительного эмоционального климата в

группе, что, как известно, благоприятствует расцвету в каждом ребенке

лучших качеств и, главное, создает у него готовность к восприятию

педагогических воздействий. Ведь к воспитателю, который весел, изобретателен, чутко улавливает детское настроение, всегда устремлены

взоры ребятишек: что он скажет? Как отнесется к их выдумке? Одобрит ли

новый замысел?

Педагог всегда чуток и внимателен к детям, их физическому состоянию

и настроению, интересам и потребностям. Как начинающий воспитатель, планируя свою работу, я стремлюсь не только научить чему-то нужному ребенка, полезному, но и тому, чтобы каждому ребенку в группе было по-настоящему весело и радостно, чтобы всегда его ожидали хорошие события в течение всего дня. Общаясь с детьми, я организую контакт с ними «на уровне глаз». Это помогает детям чувствовать себя в общении с взрослыми более уверенными. Своим примером я показываю детям образцы доброго внимательного отношения к окружающим, поддерживаю и поощряю положительные поступки детей. Также организую различные ситуации, помогающие детям освоить необходимый социальный опыт, умения совместной деятельности. При этом главное - не поучать, а постоянно и естественно приучать детей к правильным поступкам и действиям.

Таким образом, главенствующую роль в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста приобретает фигура взрослого - воспитателя, позволяющая создать оптимальные условия для эмоционального благополучия ребенка. Основная задача воспитателя заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.

Публикации по теме:

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Консультация для педагогов «Воспитание положительного отношения у дошкольников к учению»Консультация для педагогов «Воспитание положительного отношения у дошкольников к учению» В жизни старшего дошкольника большое место занимают различные занятия. В детском саду они организуются педагогом. На занятиях дети приобретают.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Консультация «Роль родителей в формировании безопасного поведения детей на улице» Улица для ребёнка – это яркий и удивительный мир, полный разнообразных, привлекательных для него событий. Участником этих событий непременно.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Роль учителя в формировании компетентности младших школьников Активное использование учителями начальных классов в процессе обучения и воспитания национальных и общечеловеческих ценностей является важным.

Способы снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. Что проявляется у дошкольников в эмоциональной неустойчивости,.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников
Опубликовано: 11 ноября 2021 в 23:24
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Алина Спирина (УИ 1163162) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД