Алина Спирина
Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое психологический комфорт? Психологический комфорт – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться, так же психологический комфорт в детском саду – важное условие эффективности обучения и воспитания дошкольников.
При создании комфортных условий пребывания ребенка в дошкольном образовательном организации – значительная роль принадлежит взаимоотношениям воспитателя с воспитанниками. Этот фактор особенно важен на начальном этапе воспитания и обучения детей, когда «погода в группе» зависит, прежде всего, от воспитателя и во многом определяет степень психологической адаптации детей.
Публикация «Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников» размещена в разделах
И все – таки психологическая комфортность необходима не только для
развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит его физическое состояние. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
Поэтому психологический комфорт является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает
своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне
ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, знания, активно
взаимодействует с воспитателем и сверстниками, либо, напротив, становится
пассивным, замкнутым, отстраненным. Благоприятные психологические
условия характеризуется атмосферой взаимного уважения, дружелюбия,
создают комфорт и условия для пребывания ребенка в детском саду,
раскрывают потенциальные возможности личности. Неблагоприятные
условия препятствует личностному развитию, ввергая ребенка в состояние
незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния. Источником психологической комфортности является положительное эмоциональное
состояние, как ребенка, так и воспитателя.
Дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность, почувствовать себя легче и добрее, научить постоянно дарить людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами.
Нельзя допускать у детей комплексов, страхов, неуверенности в себе. В
группе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и
«глупых». Каждый ребенок личность, поэтому должен ощущать присутствие
веры педагога в свои силы.
В связи с этим мы можем выделить несколько групп факторов, составляющих окружение воспитанника. Это:
- психолого-педагогические факторы (личность воспитателя,
возможности ребенка усвоить образовательную программу);
- социальные (статус в группе, отношения с другими воспитанниками);
- физические (групповое пространство, включая обстановку,
освещенность, режим дня, качество питания и т. д.)
Однако очень часто наш тон общения с детьми, манера общения
вызывает у воспитанников спокойствие и готовность к действию, а чувство тревожности, беспокойства если это авторитарное или диктаторское воспитание. Благоприятный климат зависит от многих и многих факторов. Нам педагогам важно помнить, что психологический климат в группе начинает создаваться вне образовательной деятельности. Взаимоотношения наше с воспитанниками – важнейшее условие психологической атмосферы в детском саду. Как мы относимся к работе, как разговариваем с детьми, с родителями, другими коллегами, радуемся ли успехам детей и как радуемся, как выражаем свои эмоциональные чувства, как ими владеем - все это и многое другое оказывает воздействие воспитателя на воспитанников и на их отношение к нам.
Их своего небольшого опыта у непосед стремлюсь сформировать сдержанность, интерес к деятельности, побуждающий к усидчивости, сосредоточенности внимания. И вместе с тем нужно давать им возможность разрядить свою энергию в деятельности, требующей двигательной активности. От неподвижности дети утомляются.
Хорошо, чтобы дети почаще слышали от нас воспитателей привычное, домашнее для них обращение - Сашенька, Игорек, а не холодно - официальное - Егоров Александр, Кириллова Наташа. Даже если в группе три Лены, два Вовы, то и тогда не обязательно их называть по фамилиям: пусть каждый слышит теплое, ласковое обращение, к которому он привык.
Как же нам педагогам создать психологический комфорт? Можно воспользоваться следующими рекомендациями:
• используйте в своей работе просьбы, а не требования;
• используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное
словесное воздействие;
• используйте компромиссные решения спорных вопросов;
• добейтесь четкой организации работы, а не жесткую дисциплину;
• используйте методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка,
юмористическая картинка, поговорка, небольшое стихотворение или музыкальная минутка).
Только учитывая возрастные (и, конечно, индивидуальные) особенности ребенка, мы сможем определить и меру своих требований, и форму, в какой они будут предъявлены. К самым маленьким воспитатель проявляет особую теплоту. Он умеет пожалеть, посочувствовать, создать у ребенка ощущение защищенности. Это, конечно, не означает, что дети постарше не нуждаются в чуткости, заинтересованности от педагога : в установлении душевных связей со старшими детьми от него требуется еще и умение давать объяснения, аргументировать запрет, серьезно разговаривать, шутить.
Дети любят воспитателя оптимистически настроенного: его оптимизм – то неуловимое, что не укладывается ни в какие планы и конспекты, но содействует установлению душевных связей в отношениях «воспитатель -дети». У такого педагога воспитанники всегда жизнерадостны. Все это
способствует установлению положительного эмоционального климата в
группе, что, как известно, благоприятствует расцвету в каждом ребенке
лучших качеств и, главное, создает у него готовность к восприятию
педагогических воздействий. Ведь к воспитателю, который весел, изобретателен, чутко улавливает детское настроение, всегда устремлены
взоры ребятишек: что он скажет? Как отнесется к их выдумке? Одобрит ли
новый замысел?
Педагог всегда чуток и внимателен к детям, их физическому состоянию
и настроению, интересам и потребностям. Как начинающий воспитатель, планируя свою работу, я стремлюсь не только научить чему-то нужному ребенка, полезному, но и тому, чтобы каждому ребенку в группе было по-настоящему весело и радостно, чтобы всегда его ожидали хорошие события в течение всего дня. Общаясь с детьми, я организую контакт с ними «на уровне глаз». Это помогает детям чувствовать себя в общении с взрослыми более уверенными. Своим примером я показываю детям образцы доброго внимательного отношения к окружающим, поддерживаю и поощряю положительные поступки детей. Также организую различные ситуации, помогающие детям освоить необходимый социальный опыт, умения совместной деятельности. При этом главное - не поучать, а постоянно и естественно приучать детей к правильным поступкам и действиям.
Таким образом, главенствующую роль в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста приобретает фигура взрослого - воспитателя, позволяющая создать оптимальные условия для эмоционального благополучия ребенка. Основная задача воспитателя заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.