Елена Савина
Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям
Для дошкольного образования важной задачей является духовно-нравственное воспитание детей. Согласно ФГОС ДО деятельность педагогов должна быть направлена на формирование общей культуры подрастающего поколения, развитие их социальных, эстетических, нравственных и других качеств.
Г. Н. Волков отмечает, что «Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традицией и современностью всё более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества.»
Публикация «Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осень. Сценарии развлечений
- Русская народная культура и традиции. Консультации для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Одним из эффективных средств приобщения детей дошкольного возраста к культурным ценностям являются русские народные праздники. Их организация и проведение позволяют услышать красоту родного языка, знакомят с русскими традициями и обычаями, развивают интерес к истории своего народа, воспитывают любовь, доброту, отзывчивость.
Праздничные мероприятия в детском саду организуются согласно календарно-тематического плану, в который включены весенние, летние, осенние и зимние праздники. В начале сентября проводится «Осенины» - древний праздник, связанный с окончанием лета и встречей осени. Подготовка к мероприятию включает знакомство детей с пословицами и поговорками, русскими народными сказками и песнями о лете, сборе урожая, приближении осенней поры. Также можно вместе с воспитанниками рассматривать картины известных художников, обсуждать национальные костюмы и подмечать настроение главных персонажей. Во время праздника ребята водят хороводы, поют песни, сочиняют сказки, участвуют в конкурсах и выставке осенних поделок.
Одним из веселых и любимых зимних народных праздников является «Рождество Христово со святками». С детьми разучивают рождественские песенки-колядки, через которые воспитанники учатся относиться к окружающим с пониманием, быть добрыми, внимательными и отзывчивыми. Ребята поздравляют детей других групп, раздают вкусное угощение.
Еще один замечательный праздник, любимый детьми и взрослыми – Масленица, отмечают в детском саду на протяжении недели. Каждый день отличается обрядами и развлечениями, и называется по-своему: «Встреча весны», «Игры и забавы», «Блинный пир», «Разгуляй», «Тещины посиделки» и т. д. Воспитатели и дети переодеваются в народные костюмы, играют в подвижные игры, едят блины, разучивают стихи, песни, участвуют в создании масленичной куклы.
Исконно русский традиционный праздник «Пасха» наполнен большим разнообразием танцев, песен, игр. Дети с большим удовольствием занимаются украшением пасхальных яиц, куличей, устраивают соревнования, знакомятся с народными обычаями. Все это способствует развитию нравственных качеств и любви к русским традициям.
Плюс проведения народных праздников в ДОУ состоит также в том, что такие мероприятия часто содержат любимый вид детской деятельности – игру. («Истопи печь», «Печем блины», «Ручеек», «Водяной» и др.). То есть, помимо приобщения к национальной культуре, у детей развивается сила, ловкость, внимание, быстрота реакции, сообразительность.
Таким образом, в процессе подготовки и проведения праздников, дети участвуют в следующих видах деятельности:
- музыкальная: разучивание и исполнение танцев, песен, частушек активизируют творческие способности воспитанников. Они формируют эстетический вкус и положительно влияют на эмоциональный фон в детском коллективе;
- театрализованная: постановка спектаклей помогает детям проявить актерский талант, учит выражать свои мысли и эмоции, расширяет словарный запас;
- игровая: формирует соревновательный дух, стимулирует к активной двигательной и умственной деятельности;
- коммуникативная: на праздниках дети легче взаимодействуют друг с другом и со взрослыми.
Для того чтобы приобщение к культуре и народным традициям было наиболее эффективным, при организации праздников следует придерживаться определенных правил:
1. Предварительная подготовка обязательна и должна осуществляться постепенно на занятиях разной направленности.
2. Продолжительность - от 20 минут до 1 часа, в зависимости от возраста детей и содержания программы.
3. Желательно задействовать всех детей, чтобы каждый ощутил свою значимость и причастность к событию.
4. Педагогу следует тщательно продумывать сочетание различных видов деятельности, чтобы праздник был интересным и не утомительным для детей.
5. Программа праздника должна способствовать воспитанию нравственного поведения, развитию самостоятельности и творческой активности.
В заключение можно сказать, что русские народные праздники предоставляют широкий спектр возможностей для включения детей в мыслительную деятельность, развивают дружелюбные взаимоотношения в коллективе, формируют позитивное отношение к жизни, воспитывают всесторонне развитую личность. С их помощью формируются духовно-нравственные ценности, такие как любовь к семье и Родине, уважение и почитание народных традиций и обычаев.