Елена Пугачева
Роль игрушки в нервно-психическом развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Пугачева Елена Юрьевна, воспитатель МБДОУ №12 г. о. Самара
Для всестороннего развития детей третьего года жизни необходимы разные виды игрушек : моторно-спортивные, технические, сюжетно-образные, настольные, дидактические, музыкальные, театральные и игры-забавы. Каждый вид игрушек имеет свою характеристику.
Физически окрепнуть детям помогают игрушки, с которыми можно совершать разнообразные движения: мячи, машины, велосипеды и т. д. Играя с ними, малыши много ходят, бегают, прыгают. Они учатся лучше и целенаправленнее ориентироваться в пространстве, движения их становятся более координированными, ловкими, воспитывается чувство равновесия.
Публикация «Роль игрушки в нервно-психическом развитии ребенка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Спокойные настольные игры предназначены для умственного развития детей. Коробка с отверстиями и цветная мозаика восьмиугольной формы хороши для развития движений пальцев, для упражнения в практическом использовании знаний о цвете. Во время игры с настольными игрушками от ребенка требуется сосредоточенность, внимание при выполнении необходимых действий. В это время нельзя отвлекать малыша посторонними вопросами, громким разговором с другими.
В играх по типу «Найди такой же» у детей развивается наблюдательность, настойчивость.
В игре «Каких деток потеряла мама?» - развивается активная речь, знание домашних животных.
При сооружении построек из природного материала и из готовых строительных наборов, конструкторов ребенок ищет, как поставить и соединить детали, чтобы постройка была устойчивой, подбирает лучшие варианты. В этих случаях развивается его наблюдательность, трудолюбие, критичность - качества, без которых невозможна ни одна творческая деятельность. Постройки побуждают детей к общению со сверстниками, к совместным играм с другими детьми, что очень важно для дальнейшего развития ребенка.
Специальные строительные наборы для детей этого возраста могут включать разнообразные объемные формы: кубы, цилиндры, бруски, диски и т. д. Интересны и доступны детям третьего года жизни пластмассовые конструкторы из разных строительных деталей с шипами, которые делают постройку прочной, удобной для использования в разных играх с игрушками : машинами, фигурами людей и животных.
Для развития самостоятельной игры большое значение имеет подбор сюжетно-образных игрушек кукол, игрушек животных, машин. Детям больше нравится машина с открывающейся дверцей, куда можно посадить шофера, пассажиров, которую можно провести по дорожке, мосту из кубиков, для которой можно построить гараж. В играх с куклами, игрушечными животными дети не только начинают отображать отдельные бытовые ситуации (кормление, укладывание, но и делают попытки передавать в игре трудовые действия окружающих людей (мамы, дедушки, продавца, врача и т. д., их взаимоотношения: мама ласково разговаривает с дочкой, врач внимательно слушает больного и т. д.). Для таких игр необходимы игрушки, которые бы сами наталкивали детей на отображение в игре впечатлений, полученных в жизни.
В игрушечном хозяйстве у мальчика и девочки желательно иметь не менее 1-2 игрушек каждого вида. Неоправданно мнение, что машины не нужны девочками, а куклы - мальчикам. Знакомство с технической игрушкой развивает девочку в умственном отношении, а игра мальчиков с куклой воспитывает многие нравственные качества: умение понять другого, проявить по отношению к нему заботу, внимание и др.
Игрушки, изображающие предметы быта, становятся более разнообразными, поскольку возрастает опыт детей. Это мебель крупных размеров: стол, стулья, кровать, диван, кухонная мебель и оборудование, плита, мойка; ванна, гладильная доска, утюг; телефон, зеркало и др. Формируя игру детей, необходимы вдумчиво изменять игровую среду с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития их игровой деятельности. В течение года детям предлагают разные по тематике игрушки.
Познание нового в повседневной жизни (в быту, на занятиях, в обучающих играх) позволяет постепенно заменять старые игрушки новыми. Игрушки, уточняя представления ребенка об окружающем мире, разнообразят содержание его игр и способствуют развитию его мышления и речи. Существуют игрушки, специально созданные для развития умственной деятельности ребенка, играя с ними, он учится различать, сопоставлять, указывать цвета, формы, величины предметов, получает представления о количестве и качестве предметов.
Дома игрушки должны находиться в отведенных для них местах в определенном порядке, так, чтобы ребенок, освоив этот порядок, мог сам достать интересующую его игрушку и вернуть ее на место, а вся атмосфера игровой комнаты внушала уверенность в порядке.
Литература:
1. «Игрушка в жизни ребенка» Е. А. Коссаковская.
2. «Первые сюжетные игры малышей» Е. В. Зворыгина.
Памятка для родителей
КАКИЕ ИГРУШКИ НУЖНЫ ДЕТЯМ?
Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя. Зачем ребенку любимая игрушка? Затем, зачем нам, взрослым, не только дети, родители и коллеги по работе, но и друзья, и любимые.
Имеются в виду те игрушки, память о которых ребенок пронесет через всю свою жизнь, а, возможно, и подарит своим детям.
У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-нибудь уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть.
В «подружки» маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, мишку, котенка, зайчика, существо близкое ему и понятное.
Поэтому, узнав о заветной мечте ребенка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему по-настоящему.
И помните, при покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!
Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующий развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющий ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. Не все они покупаются в магазине, многие можно сделать самим родителям, и от этого они будут еще ближе и дороже ребенку.
Ребенку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.
Игрушки для самых маленьких, прежде всего, должны развивать органы чувств : глаза, уши, руки. И пока основная его потребность -чувствовать тепло. Поэтому первые игрушки малышей должны быть мягкими и теплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша все познавать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких - это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов — пластмассы, резины, хорошо мыться, быть легкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребенок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой, хорошо, если они будут звучащими.
К 3 годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с четкой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т. д.). Основное требование: игрушки должны выглядеть как можно ближе к «оригиналу» и быть достаточно прочными.
Так какие же игрушки нужны детям?
Игрушки, копирующие предметы реальной жизни: кукольное семейство (семья игрушек, кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские инструменты, стиральная машина, плита, телевизор, музыкальные инструменты, железная дорога, телефон, мелки и т. д.
Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию: солдатики, мячи, дикие животные, резиновые игрушки, скакалки, кегли, молотки и др. инструменты.
Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы, настольные игры, резиновые картинки и открытки, краски, пластилин, мозаика.