СВЕТЛАНА НОСОВА
Роль игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование сюжетно-ролевых игр и разнообразные игровые обучающие ситуации в практике работы по экологическому воспитанию дошкольников является наиболее актуальным в настоящее время. Игровая обучающая ситуация -это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:
- она имеет короткий и несложные сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного, либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
Публикация «Роль игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для не специально организуются пространство и предметная среда;
- в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты- сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр. ;
- игру проводит воспитатель : объясняет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
- воспитатель руководит всей игрой : следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.
Игровые обучающие ситуации :
- С игрушками разного типа. Используются игрушки-аналоги: животные, птицы, рыбки, растения.
- С использованием литературных персонажей. Используются герои: Незнайка, Красная шапочка, Карлсон, Айболит, Кот Матроскин и др.
- Типа "Путешествие". Путешествия в зоопарк, на ферму, фотоохота в лесу, посещение картинной галереи, прогулки.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Такие образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.
Именно дети получают основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Показателями воспитанной личности служат : экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении воспитанниками детсада общественно-полезной работы по охране природы. Для формирования экологической культуры, для повышения уровня экологических знаний у детей дошкольного возраста необходимо использовать различные методы, огромная роль отводится игре. Причем совсем неважно, какой вид игры (с предметами, подвижную или словесную) мы будем использовать, главное, чтобы она была достаточно организована, продумана, а воспитатель являлся таким же участником, что и ребенок.
Играя, ребенок, сам того не осознавая, получает бесценный опыт, учится общаться с миром живой и неживой природы, усваивает важные правила, нормы поведения в природе. В процессе игры совершенствуются навыки ребенка, его нравственные и эстетические качества, происходит физическое развитие. С помощью игры дети решают проблемы без напряжения, эмоциональных срывом, не замечая того, что они учатся.
В процессе такой работы с дошкольниками в сознании детей закладывается ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделённая сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.
Особую заботу дети проявляют за обитателями уголка природы. Все дети, которые испытывают активный интерес, желание, стремление участвовать в работе, ухаживают за цветами и участком не только во время своего дежурства в уголке природы в детском саду, но и помогают другим детям в другие дни, в другом месте. На занятиях по экологии дети становятся более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает. Знания, полученные на занятиях дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. Во время прогулок, экскурсий в лабораторию дети проявляют большой интерес к жизни птиц и насекомых, животных. Теперь все дети узнают, что человек и природа неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.