Екатерина Золотухина
Робототехника как средство развития пространственного мышления у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье автор рассуждает о том, что такое робототехника и какую пользу она приносит детям. Назван оптимальный возраст, с которого лучше начинать обучение основам этой деятельности. Приводится педагогический опыт по использованию конструктора LEGO WeDo на занятиях по робототехнике.
Ключевые слова: робототехника, конструктор, обучение, умения, навыки.
Публикация «Робототехника как средство развития пространственного мышления у дошкольников» размещена в разделах
Специальная наука, изучающая проектирование и использование в определенной деятельности автоматизированных технологических систем, а, иначе говоря, роботов – это робототехника. В настоящее время дети могут изучать робототехнику и в детских садах, и в кружках, и в других различных образовательных организациях для дошкольников. При помощи использования специальных конструкторов детей учат создавать работы. Ребятам чрезвычайно интересно создавать работы самостоятельно, поэтому они легко вовлекаются в этот процесс.
Занятия по робототехнике включают в себя не только получение знаний, но и развлечения, в связи с чем приобретают все большую необходимость у педагогов, детей и их родителей. В процессе изучения основ робототехники ребенок освоит множество полезных умений и навыков, станет более активным в процессе обучения и поверит в свои силы. Если дети с дошкольного возраста занимались изучением робототехники, то в будущем с легкостью будут разбираться в таких серьезных науках и дисциплинах, как: химия, программирование, физика, алгебра. Педагоги–психологи называют самый лучший возраст, когда стоит начинать занятия по робототехнике,–4 года, потому что в этом возрасте дети уже понимают абстракцию и могут составить алгоритмы и схему.
Обучение будет результативным лишь в том случае, если оно будет проходить под контролем грамотного педагога с хорошими знаниями, который сможет учесть возрастные особенности и умственные способности каждого ребенка. Необходимо понимать родителям и педагогам, что робототехника дает детям возможность развивать свою активность, как познавательную, так и творческую; найти применение своим лучшим личностным качествам и способностям, стать вероятным началом в будущей деятельности по профилю полученной специальности.
Для занятий по робототехнике подбираются конструкторы согласно образовательной программе и возрасту детей. Они могут быть отечественного или зарубежного производства. В своей деятельности для дошколят мы используем всеми любимый Lego, потому что его очень просто собирать, он содержит детали ярких и насыщенных цветов, чем вызывает большой восторг у будущих конструкторов.
Конструктор LegoWeDo предусматривает обратную связь, действующие модели, знакомство с процессом создания программ. Рекомендован для детей от 6 лет. В процессе занятий с конструктором ребята строят лего–модели, затем подключают их к лего–коммутатору и управляют ими с помощью компьютерных программ.
В данный набор входят такие компоненты, как:
1. 158 элементов.
2. USBLego-коммутатор, который подсоединяется к компьютеру. Через коммутатор происходит управление датчиками и моторами посредством программного обеспечения WeDo. Через два разъема коммутатора пода тся питание на моторы и проводится обмен данными между датчиками и компьютером.
3. Мотор. Можно сделать программу направления вращения мотора, а именно, движение либо по часовой стрелке, либо против часовой стрелки.
4. Датчик наклона, который сообщает о направлении наклона. Также он различает шесть положений: «носом вверх», «носом вниз», «на левый бок», «на правый бок», «нет наклона» и «любой наклон».
5. Датчик расстояния, обнаруживающий объекты на расстоянии до 15 см.
6. Программное обеспечение к интерактивному конструктору.
Интерфейс программы понятен и прост в работе, так что дети без трудностей ориентируются в программе. Программная среда устроена таким образом, что ребенок составляет программу из готовых блоков. У него имеется специальная палитра, из которой он может брать готовые блоки, перетаскивать их на рабочее поле и включать их в цепь программы. Посредством этих программ модели словно оживают. Для управления моторами, датчиками наклона и расстояния, предусмотрены соответствующие блоки.
Наша деятельность по обучению детей по специально разработанной программе складывается из нескольких этапов.
1. Начальный этап.
Детям показывают небольшой мультфильм по теме занятия, который предусмотрен разработчиками конструктора. После ребята по очереди высказывают свою точку зрения, делятся впечатлениями об увиденном, выясняют причины возникших затруднений у героя мультфильма. Воспитанников привлекает персонаж и у них появляется желание создать и оживить модель.
2. Основной этап.
Ребята собирают модель согласно требованиям инструкции. Затем, после того, как она готова, осуществляется программирование модели. В компьютере предлагается готовый вариант для программирования начинающим. Вариант, который был выбран, приведет в движение подсоединенную через USB-порт собранную модель.
3. Заключительный этап.
Воспитанники с интересом обсуждают результаты своей деятельности: рассказывают, что удалось, а что – нет; демонстрируют друг другу «оживленные» модели.
Таким образом, нам удается добиваться положительных результатов в обучении детей основам робототехники с помощью родителей, которые тоже являются активными участниками образовательного процесса. Если у детей появляются затруднения в обучении основам робототехники, мы даем им задания на дом, которые вместе с родителями выполняют.
Список использованных источников
1. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС / М. С. Ишмакова. – М. : Маска, 2020.– 110 с.
2. Комарова Л. Г. Строим из Lego : Моделирование лог. отношений и объектов реал. мира средствами конструктора Lego / Л. Г. Комарова. –М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2019. – 80 с.