Игнатенко Лидия Викторовна
Ритмопластика как одна из форм работы по музыкальному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
«Ритмопластика как одна из форм работы по музыкальному воспитанию дошкольников»
“Самое лучшее, что есть в жизни –
это свободное движение под музыку”
А. И. Буренина
И. М. Сеченов писал: «Не умеешь двигаться – не умеешь познавать мир, знания такой души перекошены на один бок».
Актуальность занятия ритмопластикой с детьми очевидна.
Публикация «Ритмопластика как одна из форм работы по музыкальному воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Ритмопластика - это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ.
Ритмопластика развивает у ребят музыкальность, двигательные качества и умения, чувство ритма, творческие способности, нравственно-эстетические качества. Одной из основных направленностей ритмопластики является психологическое раскрепощение ребенка. Занятия ритмопластикой совершенствуют коммуникативные навыки и обогащают эмоциональную сферу ребенка.
Опыт проведения ритмопластики показал её привлекательность и доступность. Основу для ритмических композиций составляют простые движения.
Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребята овладевают не только разнообразными двигательными навыками и умениями, опытом творческого осмысления музыки, развиваются физические и коммуникативные навыки. Именно в этом заключается актуальность данного вида музыкальной деятельности. Это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях.
Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей. При этом необходимо учитывать, что каждый ребенок индивидуален, неповторим, уникален. Как правило, его креативные возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая благоприятные условия для занятий разными видами деятельности, можно разбудить творческие наклонности ребенка.
Ритмопластика - один из видов спорта, способствующий раскрытию и реализации внутреннего потенциала, его творческих способностей.
Упражнения ритмопластики формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия и прыгучесть.
Ритмопластика тесно связана с музыкой и танцем, что способствует эстетическому воспитанию детей, развитию чувства прекрасного.
Ритмопластика – богатый источник самовыражения. Ей присущ творческий компонент. Создание новых композиций, новых элементов, совершенствование индивидуального стиля – все это стимулирует воображение, развивает творческие способности детей.
Работа по ритмопластике в нашем учреждении ведётся в разных формах :
- ООД Музыка;
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- кружковая.
Я остановлюсь на работе кружка «Ритмопластика», руководителем которого я являюсь. Занятия кружка проводятся в младшей группе 1 раз в неделю. В средней - 2 раза в неделю. Продолжительность занятий: в младшей группе - 15 минут, в средней группе - 20 минут.
Цель работы кружка : развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки у детей младшего дошкольного возраста посредством ритмопластики.
Задачи:
1. Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения.
2. Упражнять в развитии статического и динамического равновесия, координации движений.
3. Обеспечивать разностороннее развитие личности ребё нка: инициативность, творчество, фантазию; поддерживать интерес к физической культуре и спорту.
4. Развивать умение согласовывать ритм движений с музыкальным
сопровождением, грациозно выполнять знакомые физические упражнения под музыку; сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
5. Воспитывать художественно-эстетическое восприятие.
Мною была разработана воспитательная программа по музыкально- ритмическому развитию «Ритмопластика»
Основные направления программы.
1. Подготовительные упражнения используются для физической подготовки детей. Они способствуют развитию двигательных способностей, овладению основами координации движений, формированию осанки.
2. Музыкально - ритмические упражнения : упражнения из хореографии (тренаж, музыкальные игры, упражнения на согласованность движений с музыкой, упражнения ритмической гимнастики, элементы народных и современных танцев).
3. Упражнения, составляющие содержание спортивно - технической подготовки: упражнения без предмета (специальные виды ходьбы или бега, пружинные движения, "волна", взмах, равновесие, повороты, наклоны, прыжки, упражнения с предметами (мячом, лентой, обручем, скакалкой, шарфом).
4. Участие в праздниках, миниконцертах.
Новизна программы заключается в том, что с помощью интеграции образовательных областей «Познание», «Музыка», «Здоровье» «Физическая культура», «Коммуникация» осуществляется комплексный подход к развитию и воспитанию ребенка дошкольного возраста.
Эта связь обеспечивает формирование у детей музыкально - ритмических навыков (ритмического, динамического, тембрового музыкального слуха, способности различать форму, характер музыкального произведения, музыкальной памяти, внимания,
Двигательных навыков, которые обеспечивают согласование средств музыкальной выразительности и передачу их в различных движениях в играх, плясках, упражнениях; развитие координации движений, умение ориентироваться в пространстве.
Занятия ритмической гимнастикой начинаются с детьми 3-4 лет. В этом возрасте движение, особенно под музыку, доставляет детям особую радость. Основными задачами, которые я ставлю, являются: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству. На данном этапе развиваем у детей музыкальность, воспитываем любовь к музыке и желание её слушать. У детей обогащается слушательский опыт, так как на занятиях звучат произведения композиторов-классиков (например, П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», М. Майкапар «Мотылёк» и др.», русские народные мелодии, а также произведения современных композиторов.
В движении развиваем умение передавать различный характер музыки, а также оттенки (весёлое – грустное, шаловливое – спокойное, радостное, торжественное, шуточное и т. д.). Учимся реагировать на изменение темпа, динамики, метроритма, различаем 2-х и 3-х частную форму. Детям предлагаются общеразвивающие упражнения на различные группы мышц, на гибкость и плавность.
В работе используются имитационные движения, раскрывающие определённое настроение или заданный образ (например, «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат»). Дети овладевают танцевальными движениями, доступными их возрастной координации-например, поочерёдное выставление ноги на пятку, притопывание ногой, «выбрасывание ног», полуприседания и др.
Дети учатся ориентироваться в пространстве, самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.
В этом возрасте уже начинается работа над творческими проявлениями. У детей возникает потребность в самовыражении под музыку. Формируются умения исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях. Дети способны сами подбирать оригинальные движения, характеризующие пластический образ.
В возрасте 4-5 лет дети владеют выразительностью движений под музыку, могут координировать свои движения с основными средствами музыкальной выразительности, способны запоминать и самостоятельно исполнять различные музыкальные композиции. Это даёт возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения (например, «Менуэт»Л. Боккерини, «Вечерняя серенада» Ф. Шуберта).
На занятиях большое внимание уделяется овладению элементов плясовых движений: поскоки, «ковырялочка», боковой галоп, приставной шаг с приседанием, шаг с притопом и др. Используются упражнения на развитие гибкости, точности и ловкости движений.
Проводится работа по развитию нравственно – коммуникативных качеств личности. На занятиях дети учатся сопереживать своим сверстникам, радоваться успеху других. На занятиях у детей воспитывается чувство такта, умение вести себя во время занятий, находить своё место, не толкаясь, высказываться самому и слушать товарищей. Мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить её на место и т. д. В возрасте 6-7 лет у детей освоен большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений.
В работе уделяется внимание качеству исполнения и разнообразию видов двигательной активности. В этом возрасте у детей происходит обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными произведениями, включая классические и современные произведения крупной формы (например, «Аквариум» К. Сен-Санса, «Танец Анитры» Э. Грига, «Картинки с выставки» М. Мусоргского и др.).
На занятиях дети учатся передавать образно – игровые движения, жесты, раскрывающие понятный детям образ, динамику настроений или состояний (в природе, в настроениях человека, в вымышленных игровых ситуациях). Усложняются танцевальные движения: шаг польки, переменный шаг, шаг с каблучка и т. д.
На данном этапе у детей хорошо развито воображение, фантазия, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и умение дать объективную оценку другим детям. Игровой метод придаёт учебно – воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
Своей задачей на протяжении всего периода обучения считаю максимальное развитие музыкальности : умения активно слушать музыку, быть предельно ритмичным и выражать свои музыкальные впечатления в осмысленных пластических движениях и действиях. Дети знакомятся с элементами музыкальной грамоты, изучают в движении средства музыкальной выразительности (темп, ритм, способы исполнения).
Ритмичные упражнения развивают координацию движений, быстроту реакции, ориентировку в пространстве.
Исправляет природные недостатки (сутулость, развернутость стоп, постоянно уделяется внимание технике: прямая спина, ходьба с правильным положением корпуса, легкость в беге, гибкость корпуса - общие требования на всех занятиях.
Предполагаемые результаты:
- эмоциональная отзывчивость детей на музыку;
- лёгкость, пластичность, выразительность движений;
- умения выражать в танце, музыкальном движении, выражать динамику развития
музыкального образа.
Ритмопластика является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного напряжения, следовательно, одним из условий подготовки к учебной деятельности в школе.