Анжелика Коркина
Ремесло как терапия в психологии. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
«Ремесло в психологии» или «Привет из древних времён»
Глубина проблемы, возникшей у человека, обратившегося к психологу за помощью, неоднозначна, многослойна. Возможно, для ее решения достаточно и одной консультации, с расставлением «всех точек над «і», а возможно, потребуется не один месяц бесед с применением техник разных школ. Чем быстрее пациент решит свою проблему, тем искуснее будет считаться психолог. И если даже теоретические конструкты, в рамках которых «находится» психотерапевт в процессе «ведения» клиента, диаметрально противоположны в своих основах, важен результат: решение проблемы - главное, за чем пришел человек к специалисту. Но как быть, если специалист способен действовать только в рамках одной теории и просто неспособен осознать свою беспомощность в данной ситуации? Вариант ответа дает Л. С. Выготский: «Предмет психологии самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению, способ его познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут».
РЕМЕСЛО!
Как ремесло стало психотерапией, или привет из древних времен
Добавляя, что-то новое в психотерапию, нельзя забывать, о том, что новое это хорошо забытое старое.
Направление «ремесло – как психотерапия» берет свое начало еще в древние времена, когда психологов и психотерапевтов не было, а проблемы отношений, эмоциональных состояний, личности были.
Как же происходило их решение?
В те времена проблемы решались самопомощью, выделяя в каком то ранее привычном деле дополнительный эффект, например женщина, отметила при шитье она успокаивается, испытывает положительные эмоции.
Давайте не забывать про Трудотерапию которая также включается в ремесло.
«Трудотерапия это использование в процессе реабилитации адаптированной для пациентов деятельности. У трудотерапии широкий спектр применения, ее можно использовать как для обучения самостоятельному уходу за собой, помощи в социализации, так и в целях нарабатывания реальных трудовых навыков с перспективой последующего трудоустройства.
В процессе трудотерапии пациенту подбирают подходящую именно к его ситуации нагрузку, чтобы деятельность была соразмерной и могла приносить не только развитие, но и удовлетворение от процесса. Трудотерапия работает только на добровольной основе, любое давление или принуждение может вызвать обратный эффект.
Я в свою очередь, проанализировав информацию о прошлом, активизировала ее и добавила новые нетрадиционные методы психотерапии.
Почему я применяю это в своей работе?
Ремесло как терапия в психологии — это направление, в котором использование творческих процессов помогает решать психологические проблемы.
Некоторые преимущества такого метода:
• Повышение самооценки. Создание чего-то нового и красивого своими руками повышает самооценку.
• Уравновешенность и спокойствие. Современные научные исследования подтверждают положительное влияние ручного труда на эмоциональное состояние.
• Ощущение собственной уникальности. Создание шедевра в единственном экземпляре даёт ощущение собственной уникальности.
• Положительные эмоции. При создании нового активизируются творческие способности, что вызывает радость, восторг и удовольствие.
• Познание себя и окружающего мира. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты, и узнаёт о себе много нового.
Ремесло как терапия может использоваться в формате индивидуальной или групповой арт-терапии.
В том числе занятия ремеслами в нашем случае связаны с особенно актуальной и болезненной проблемой. Сейчас, когда есть уже много организаций, помогающих детям раннего возраста с нарушениями развития, когда постепенно возникает система школ для особых детей, всех волнует вопрос: а что же дальше? Если полученные знания и умения ребенок все равно никогда не сможет применить в труде, то зачем нужны долгие годы занятий? Несомненно, от того, насколько мы расширим возможности ребенка, научим его выражать себя в творчестве, зависит очень многое в формировании его личности. Но также же очевидно, что вся наша работа обретает смысл только в том случае, если это позволит ребенку соприкоснуться с миром других людей, найти свое достойное место в жизни.
Работы на занятиях выполняются по традиционным ремесленным технологиям, поэтому получается не обычная детская поделка, а законченное изделие, которое можно использовать, украсить им дом, подарить друзьям и близким. Это существенно и для детей, и для родителей. Одновременно занятия творчеством и ремеслом позволяет человеку систематизировать и оценивать свои мысли, что неизменно приводит к преображению его внутреннего мира. Создавая что-то своими руками, ребенок укрепляет свою связь с миром, что особенно важно для аутичных детей. Изделие изготовленное или сконструированное ребенком, несет отпечаток его личности и в то же время существует отдельно от него.
Еще одна важная черта занятий — возможность использовать на практике свои знания. Например, ребенок уже знает, что такое «большой, маленький» и умеет различать цвета, но пользуется этим только в учебных упражнениях. Пока эти знания не нужны ни для чего практического, они остаются чистой абстракцией; в занятиях ремесленным делом они включаются в работу и приобретают конкретный смысл. Ребенок видит, что для работы с заготовкой нужно взять определенный инструмент и т. п. Занятия ремеслом могут с успехом применяться и для решения конкретных коррекционных задач: формирования пространственных представлений, развития сенсорной сферы, тренировки мелкой и крупной моторики.
Интерес к работе, желание сделать красивую вещь помогают ребенку сосредоточиться и преодолеть многие трудности. Важно, наконец, и то, что знакомство с ремеслом расширяет кругозор детей, знакомит их с историей и культурой разных народов. Ведь жизнь детей с проблемами развития очень ограниченна: у них мало знакомых, они не ходят в театры и музеи, их не принимают в кружки. Ремесло вводит ребенка в сферу искусств, дает возможность (хотя бы потенциальную) участвовать в выставках и ярмарках. Важно дать ребенку возможность раскрыть себя как личность, развить в нем интерес к созидательной деятельности
Известно, что занятия ремеслами полезны при тяжелых эмоциональных состояниях — дисфориях. Работа руками позволяет человеку сосредоточиться на том, что он в данный момент делает. Ремесло имеет внутреннюю организацию, ритм, дает человеку положительные эмоциональные и эстетические переживания». Каждое ремесло — это мир со своими законами и традициями.
Ремесло и творчество в контексте работы Вазеха Аббасова можно рассмотреть на примере гештальт-терапии.
Ремесло в этом случае — это систематизация знаний, деятельности и опыта, которая является основой и опорой для творчества. Например, терапевт сопоставляет процессы со знаниями об этих процессах, ставит диагноз, а также может воспользоваться готовыми техниками для интервенции. (Интервенция это осознанное действие терапевта по отношению к клиенту направленное на осознавание происходящего между терапевтом и клиентом и на формирование нового опыта клиента).
Творчество в контексте работы Вазеха Аббасова заключается в эстетической диагностике, которая основывается на осознанности терапевта, внимании к восприятию чувствами, готовности удивиться и быть тронутым тем, что происходит в контакте. Так терапевт создаёт красоту в контакте, производит творческий акт.