Папки-передвижки

Ремесло как терапия в психологии. Опыт работы

Анжелика Коркина
Ремесло как терапия в психологии. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы

«Ремесло в психологии» или «Привет из древних времён»

Глубина проблемы, возникшей у человека, обратившегося к психологу за помощью, неоднозначна, многослойна. Возможно, для ее решения достаточно и одной консультации, с расставлением «всех точек над «і», а возможно, потребуется не один месяц бесед с применением техник разных школ. Чем быстрее пациент решит свою проблему, тем искуснее будет считаться психолог. И если даже теоретические конструкты, в рамках которых «находится» психотерапевт в процессе «ведения» клиента, диаметрально противоположны в своих основах, важен результат: решение проблемы - главное, за чем пришел человек к специалисту. Но как быть, если специалист способен действовать только в рамках одной теории и просто неспособен осознать свою беспомощность в данной ситуации? Вариант ответа дает Л. С. Выготский: «Предмет психологии самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению, способ его познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут».

РЕМЕСЛО!

Как ремесло стало психотерапией, или привет из древних времен

Добавляя, что-то новое в психотерапию, нельзя забывать, о том, что новое это хорошо забытое старое.

Направление «ремесло – как психотерапия» берет свое начало еще в древние времена, когда психологов и психотерапевтов не было, а проблемы отношений, эмоциональных состояний, личности были.

Как же происходило их решение?

В те времена проблемы решались самопомощью, выделяя в каком то ранее привычном деле дополнительный эффект, например женщина, отметила при шитье она успокаивается, испытывает положительные эмоции.

Давайте не забывать про Трудотерапию которая также включается в ремесло.

«Трудотерапия это использование в процессе реабилитации адаптированной для пациентов деятельности. У трудотерапии широкий спектр применения, ее можно использовать как для обучения самостоятельному уходу за собой, помощи в социализации, так и в целях нарабатывания реальных трудовых навыков с перспективой последующего трудоустройства.

В процессе трудотерапии пациенту подбирают подходящую именно к его ситуации нагрузку, чтобы деятельность была соразмерной и могла приносить не только развитие, но и удовлетворение от процесса. Трудотерапия работает только на добровольной основе, любое давление или принуждение может вызвать обратный эффект.

Я в свою очередь, проанализировав информацию о прошлом, активизировала ее и добавила новые нетрадиционные методы психотерапии.

Почему я применяю это в своей работе?

Ремесло как терапия в психологии — это направление, в котором использование творческих процессов помогает решать психологические проблемы.

Некоторые преимущества такого метода:

• Повышение самооценки. Создание чего-то нового и красивого своими руками повышает самооценку.

• Уравновешенность и спокойствие. Современные научные исследования подтверждают положительное влияние ручного труда на эмоциональное состояние.

• Ощущение собственной уникальности. Создание шедевра в единственном экземпляре даёт ощущение собственной уникальности.

• Положительные эмоции. При создании нового активизируются творческие способности, что вызывает радость, восторг и удовольствие.

• Познание себя и окружающего мира. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты, и узнаёт о себе много нового.

Ремесло как терапия может использоваться в формате индивидуальной или групповой арт-терапии.

В том числе занятия ремеслами в нашем случае связаны с особенно актуальной и болезненной проблемой. Сейчас, когда есть уже много организаций, помогающих детям раннего возраста с нарушениями развития, когда постепенно возникает система школ для особых детей, всех волнует вопрос: а что же дальше? Если полученные знания и умения ребенок все равно никогда не сможет применить в труде, то зачем нужны долгие годы занятий? Несомненно, от того, насколько мы расширим возможности ребенка, научим его выражать себя в творчестве, зависит очень многое в формировании его личности. Но также же очевидно, что вся наша работа обретает смысл только в том случае, если это позволит ребенку соприкоснуться с миром других людей, найти свое достойное место в жизни.

Работы на занятиях выполняются по традиционным ремесленным технологиям, поэтому получается не обычная детская поделка, а законченное изделие, которое можно использовать, украсить им дом, подарить друзьям и близким. Это существенно и для детей, и для родителей. Одновременно занятия творчеством и ремеслом позволяет человеку систематизировать и оценивать свои мысли, что неизменно приводит к преображению его внутреннего мира. Создавая что-то своими руками, ребенок укрепляет свою связь с миром, что особенно важно для аутичных детей. Изделие изготовленное или сконструированное ребенком, несет отпечаток его личности и в то же время существует отдельно от него.

Еще одна важная черта занятий — возможность использовать на практике свои знания. Например, ребенок уже знает, что такое «большой, маленький» и умеет различать цвета, но пользуется этим только в учебных упражнениях. Пока эти знания не нужны ни для чего практического, они остаются чистой абстракцией; в занятиях ремесленным делом они включаются в работу и приобретают конкретный смысл. Ребенок видит, что для работы с заготовкой нужно взять определенный инструмент и т. п. Занятия ремеслом могут с успехом применяться и для решения конкретных коррекционных задач: формирования пространственных представлений, развития сенсорной сферы, тренировки мелкой и крупной моторики.

Интерес к работе, желание сделать красивую вещь помогают ребенку сосредоточиться и преодолеть многие трудности. Важно, наконец, и то, что знакомство с ремеслом расширяет кругозор детей, знакомит их с историей и культурой разных народов. Ведь жизнь детей с проблемами развития очень ограниченна: у них мало знакомых, они не ходят в театры и музеи, их не принимают в кружки. Ремесло вводит ребенка в сферу искусств, дает возможность (хотя бы потенциальную) участвовать в выставках и ярмарках. Важно дать ребенку возможность раскрыть себя как личность, развить в нем интерес к созидательной деятельности

Известно, что занятия ремеслами полезны при тяжелых эмоциональных состояниях — дисфориях. Работа руками позволяет человеку сосредоточиться на том, что он в данный момент делает. Ремесло имеет внутреннюю организацию, ритм, дает человеку положительные эмоциональные и эстетические переживания». Каждое ремесло — это мир со своими законами и традициями.

Ремесло и творчество в контексте работы Вазеха Аббасова можно рассмотреть на примере гештальт-терапии.

Ремесло в этом случае — это систематизация знаний, деятельности и опыта, которая является основой и опорой для творчества. Например, терапевт сопоставляет процессы со знаниями об этих процессах, ставит диагноз, а также может воспользоваться готовыми техниками для интервенции. (Интервенция это осознанное действие терапевта по отношению к клиенту направленное на осознавание происходящего между терапевтом и клиентом и на формирование нового опыта клиента).

Творчество в контексте работы Вазеха Аббасова заключается в эстетической диагностике, которая основывается на осознанности терапевта, внимании к восприятию чувствами, готовности удивиться и быть тронутым тем, что происходит в контакте. Так терапевт создаёт красоту в контакте, производит творческий акт.

Публикации по теме:

Аква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психологаАква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психолога "Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что.

Опыт работы «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы»Опыт работы «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы» Фотоотчет «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы» (из опыта работы)Экологическое воспитание – одно из важных.

Опыт работы воспитателя по организации и проведению недели психологии в средней группеОпыт работы воспитателя по организации и проведению недели психологии в средней группе В нашем детском саду «Терем-теремок» с 18 ноября по 22 ноября проходила «Неделя психологии». Идея «Недели психологии» - помочь развитию.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Ремесло как терапия в психологии. Опыт работы
Опубликовано: 11 января 2025 в 13:08
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ремесло как терапия в психологии. Опыт работы» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Коркина (УИ 1463213) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД