Валентина Неизвестных
Опыт работы по реализации регионального компонента Республики Бурятия в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к родном краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д. С. Лихачев.
Региональный компонент – это часть включающая материалы о регионе.
Национально-региональный компонент это: родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.
Публикация «Опыт работы по реализации регионального компонента Республики Бурятия в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
В дошкольном образовании региональный компонент помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому. Воспринимая всю полноту ближайшего окружения, дети усваивают при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
Целью работы ДОУ:
Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края.
Исходя из цели, были определены задачи:
— Развитие познавательных процессов, активизация речевой деятельности детей,
развитие артикуляции, мелкой и общей моторики;
— Развитие у детей интереса к культуре и истории родного края;
— Воспитание нравственных, трудовых, эстетических качеств, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, ДОУ, в социуме на примере национальных традиций и обычаев.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. В федеральных государственных требованиях говорится о том, что часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Свою работу начали с планирования по 6 блокам
1. Обследование уровня знаний дошкольников о родном крае, отбор содержания регионального компонента, планирование работы по данному направлению.
2. Ознакомление детей с историей возникновением нашего города, села (архитектурными памятниками, музеями и т. д.)
3. Изучение жизни и быта русского и бурятского народа.
4. Использование в работе с детьми народных подвижных игр, малых фольклорных форм.
5. Ознакомление с природой родного края (животный, растительный мир) народные приметы, пословицы, поговорки.
6. Взаимодействие с семьями воспитанников при ознакомлении с родным краем.
1 блок – Первоначально была проведен мониторинг уровня знаний детей, который показал, какими знаниями дети владеют. На основе первичных данных составили перспективный план ознакомления дошкольников с родным краем. При планировании своей дальнейшей деятельности, обратили внимание на то, что главной задачей является развитие познавательных процессов и активизация речевой деятельности детей.
2 блок – Знакомство детей с историческим прошлым нашего края (города, села) с достопримечательностями, известным всему миру Байкалом - историей его появления, обитателями и природой. Начали просматривать с детьми альбомы, презентации из серии «Малая родина», провели серию экскурсий по знакомству с родным селом: администрация сельского поселения, торговые точки, Коменская СОШ, почта, сбербанк, стадион и т. д.
3 блок – Изучение «жизни и быта русского и бурятского народа» осуществляется через просмотр фотографий, иллюстраций, презентаций, чтением художественной литературы, беседы, прослушиванием песен, планируется создание лепбука «Байкал».
Знакомим детей со старинными обычаями (праздники, традиции, символами и знаками (флаг, герб, гимн и т. д.).
Трудности в ознакомлении с бытом, традициями вызваны тем, что детям свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому в план работы по ознакомлению с родным краем включили создание центра «Край родной», где был подобран различный материал о родном крае: мини – макеты (юрта, изба) в которых проживали наших предки. Альбомы, открытки, книги, дидактический материал. Именно здесь впервые дети увидели национальные костюмы. Все эти предметы вызывают у детей неподдельный интерес, знакомят с традициями нашего народа, расширяют их представления о жизни предков в прошлом.
4 блок – Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. Играя в народные игры создается дополнительное условие для усвоения культуры народа, реализации речевых задач (обогатить словарный запас, выразительность речи). Огромную роль в народных традиционных играх играет песня, ритмические пляски, притопывания. Дети знакомятся с музыкальными шумовыми инструментами и осваивают умение играть на них (ложки деревянные, бубны)
В детском саду планируются тематические развлечения («Золотая осень», «Новогодняя сказка», «Рождественская сказка», «Путешествие с Баиром», «Масленица», «8 марта», «Мы сильные и смелые»,обыгрывание сказок бурятского, русского народа с использованием кукольного театра: «Как собака нашла себе хозяина – друга», «Заюшкина избушка»).
5 блок – Знакомство детей с природой родного края. Для этого мы знакомим детей со стихами о животных и растениях, загадками, народными приметами, что позволит обогатить и разнообразить речь детей. Провели экскурсии к реке Итанца, Кома в разный период, где дети наблюдали в сравнении разные периоды осени (ранняя, золотая, поздняя). Просматриваем с детьми презентации из серии «Живая природа», «Не живая природа» с последующим обсуждением увиденного. Проводим ознакомительные беседы о животных и птицах Бурятии, среде их обитания. Так же проводим наблюдения на территории детского сада, за растениями, деревьями, насекомыми, птицами.
Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. Разучивая, объясняя их, использовали метод мнемотехники, где решались сразу несколько задач: развитие памяти, обогащение словаря детей, формирование грамматического строя речи, развитие диалогической речи, воспитание нравственных качеств.
Загадывая детям загадки, хотелось испытать их на сообразительность, Все это способствовало познавательному развитию и расширению детского кругозора.
6 блок – Конечно же, первыми помощниками в проведении всей нашей работы по данному направлению являетесь родители. Мы хотим, чтобы они тоже проявили активное участие по приобщению детей к культурно – историческим ценностям родного края.
Надеемся что взрослые примут активное участие в создании оснащения и оборудования предметно – развивающей среды группы: помогут в приобретении бурятских костюмов для развлечения, а так же пополнят коллекцию материалов для создания кукол к новым спектаклям, а мы вместе с детьми с удовольствием изготовим настольные игры, театральные куклы и декорацию. Предложим посетить памятные места нашего края, сделать фотоотчеты и познакомить с ними других детей, помогут организовать выставки рисунков к запланированным мероприятиям. Мы будем рады любой помощи в организации развлечений для наших воспитанников.
Деятельность, направленная на ознакомление детей с Малой родиной (родным краем, позволяет им с детских лет впитывать народные традиции, народный дух. Работа по данному направлению стала предпосылкой воспитания у детей интереса к народному искусству, понимания его ценности, воспитывает уважение к традициям своей малой родины, и, конечно же, созданию условий для познавательно – речевого развития детей.