Ольга Овсиенко
Региональный компонент в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
(1 Слайд)
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. В народе говорится: нет дерева без корней, дома – без фундамента. Невозможно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
(2 слайд)
Ответ на вопрос: «Что такое любовь к Родине?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так Г. Бакланов писал, что это: «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». Чувство любви к родному краю, городу, станице, окружающей природе необходимо формировать у детей с дошкольного возраста.
Публикация «Региональный компонент в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что представление о малой родине начинается у детей с семьи, с маминых сказок, колыбельных песен, с картинок в детских книжках, с родной улицы, с отчего дома, с детского сада. Год от года это представление расширяется, обогащается, совершенствуется и переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему.
(3 слайд)
В условиях реализации ФГОС ДО особое значение приобретает региональная составляющая образовательного процесса. В нашем детском саду активно ведется работа по приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию любви к малой родине – Кубани. В таком полиэтническом регионе как Краснодарский край очень важно учить детей толерантности по отношению к представителям других народов, формировать иммунитет к проявлениям нетерпимости и агрессии. Детско-родительский Клуб «Наследие» собирает под свои своды людей разных поколений, работа с семьей осуществляется в различных формах: круглые столы, консультации, анкетирование, участие в праздниках, встречи с интересными людьми. Таким образом, мы знакомим родителей и детей с лучшими отечественными традициями семейного воспитания, создаем атмосферу добра, доверия, взаимопонимания между детьми и взрослыми, которая способствует раскрытию познавательных, творческих и личностных возможностей ребенка.
(4 слайд)
Музыкальное воспитание имеет целенаправленное воздействие на формирование у дошкольников любви к малой родине, путём приобщения детей к народному творчеству, фольклору, песенному творчеству кубанских композиторов, поэтов – песенников, танцевальных коллективов.
Во все времена и у всех народов основополагающей целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных традиций и обычаев, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями.
(5 слайд)
Педагоги муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №12 «Пчелка» муниципального образования Тимашевского района считают необходимым донести до сознания своих воспитанников традиции, быт, историю родного края. Станичная жизнь, без городской суеты, наполненная спокойствием, удивительно ритмичная, созвучная национальной психологии, соразмерная характеру русского человека, сочетающая праздник и труд, отдых и работу, веселье и серьёзность, без сомнения, благоприятствует возрождению кубанских народных традиций.
(6 слайд)
В 2019 на базе ДОУ была открыта инновационная площадка по теме «Формирование патриотических чувств у дошкольников через комплекс мероприятий, входящих в часть образовательной программы, формирующей участниками образовательных отношений». Разработаны и апробированны Конспекты ООД по ознакомлению дошкольников с Тимашевским районом, методические пособия «Проекты по реализации регионального компонента в ДОУ», дидактические игры по патриотическому воспитанию «Путешествие по городу», Продолжи пословицу», «Народы России» и т. д.
(7 слайд)
Обратившись в ИРО Краснодарского края, мы изучили материалы из опытов работы и учебно-методические пособия районных служб дошкольно-образовательных учреждений Краснодарского края, таких как: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. А. Князева, М. Д. Меканева; «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине» В. А. Маркова, Л. М. Данилина, З. Г. Прасолова; «Использование музыки и фольклора Кубани для развития творческих способностей у дошкольников» О. Л. Головко, Л. А. Купченко и многие другие.
Тимашевская межпоселенческая центральная библиотека, по нашей просьбе, предоставила нам следующий материал: В. Бардадым «Замечательные Кубанцы»; «Театральный листок»; В. Бардж «Дневник Кубанского казака», «Большая Кубанская энциклопедия». Сотрудничество с детской музыкальной школой, районным домом культуры, с домом творчества позволило нам сделать уникальную подборку музыкального материала и подробно изучить быт и музыкальное, песенное наследие казаков, историю родного края.
Настоятель храма …. отец Алексей стал частым гостем на наших календарных и православных праздниках. Беседуя с детьми о моральных и духовных ценностях Православия, тем самым приучая детей к любви к ближнему, своей семье, своему дому, православным традициям.
(8 слайд)
Видя огромный интерес детей к творчеству Кубани, педагоги нашего детского учреждения продолжили, углубили и систематизировали свою работу в данном направлении. Не вызывает сомнений, что с раннего возраста необходимо воспитывать у ребенка положительные эмоции к месту, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту родной природы, заботиться о ней, желание узнавать больше об истории родного края, формировать уважительное отношение к труду.
(9 слайд)
Нами руководило стремление использовать гуманистический потенциал кубанской культуры, чтобы способствовать социализации каждого ребенка, раскрытию его таланта, развитию творческих, музыкальных способностей. Был создан совместно с родителями мини музей –«Хата Казака», в которой находится деревянные лавки, стол, прялка, на полу самотканые половики, на оконцах занавески в народном стиле. В хате есть самовар, расшитые полотенца, костюм кубанского казака, старинные фотографии.
(10 слайд)
На территории детского сада возник кубанский хуторок. Всё это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого кубанского народа, приобщиться к труду взрослых.
(11 слайд)
Мы выбрали следующие приоритеты, необходимые для нашей работы:
Кубанский фольклор. Продолжить использование в работе с детьми народного фольклора, что помогает приобщить дошкольников к культуре народа, знакомит с богатым, образным родным языком. В простой, а иногда и в шуточной форме фольклор прививает чувство дружелюбия и товарищества, учит осуждать лень и тщеславие. В кубанском детском фольклоре как нигде отразились черты казачьего характера, присущие казакам нравственные ценности – представление о добре, красоте, правде, верности, честности, ценностное отношение к труду, уважение к предкам, любовь к Родине. Фольклор включает в себя сценки кукольного театра, песни, танцы, исценировки. В детском саду имеется чудесный кукольный театр, ширма, собрано все для драматизации русских народных сказок.
Творчество кубанских композиторов-песенников. Знакомство детей с творческим наследием композиторов Кубани. Не только на Кубани, но и во всей нашей стране известно вокально – хоровое творчество композитора Григория Федоровича Пономаренко, В. Г. Захарченко. Досуги в Музыкальной гостиной «Кубаночка» наполняю песни композиторов – песенников, истории их жизни и творчества. Казачий хор «Вереница» районного дома культуры – знакомит детей дошкольного возраста с Кубанскими народными песнями, участниками которого являются мамы и бабушки наших воспитанников.
Клуб «Наследие». Продолжит свою работу клуб встречи с замечательными людьми «Наследие», девочки и мальчики, мамы и папы, бабушки и дедушки, являются членами клуба. Из уст родителей и воспитателей узнают о знаменитых людях города, ее истории, буднях и праздниках, посещают музей «Семьи Степановых».
Кубанские народные танцы и игры. В детском саду есть танцевальная группа «Кубанские Казачата». Дети старшего дошкольного возраста с большим желанием исполняют Кубанские народные танцы, выступают на наших праздниках и в РДК г. Тимашевска. Для детей дошкольников интересны и доступны игры с песенным и музыкальным сопровождением. На Кубани игры функционировали не только в праздники, но и в повседневной жизни, они требуют находчивости, смекалки, дают детям массу умений и навыков, закаляют характер.
Развитие детского творчества. В ДОУ есть оркестр детских музыкальных инструментов, в том числе народных. Игра на инструментах – интересная и полезная деятельность детей. Музыкальные игрушки и инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развить его и вызвать желание к собственному творчеству. В процессе игре на детских музыкальных инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. В действиях ребенка развивается самостоятельность и организованность.
Проведение традиционных кубанских народных праздников. Праздник является настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей для детей и взрослых, не только в художественно – эмоциональной форме. Кубанские обряды и традиции отражают нравственные устои казаков Кубани. Праздник – это всплеск положительных эмоций – неисчерпаемый источник воспитания любви к малой родине.
В нашем детском коллективе по уровню развития музыкальных способностей можно выделить три категории воспитанников.
Первая категория (60%) : имеют творческую активность, инициативы, выразительно исполняют музыкальные произведения, самостоятельны во всех видах музыкальной деятельности, эмоциональны, артистичны.
Вторая категория (30%) : имеют отзывчивость, интерес, желание включится в музыкальную деятельность. Однако дети затрудняются в самостоятельном выполнении задания, требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, но дошкольники эмоциональны.
Третья категория (10%) : имеют слабую отзывчивость, спокойно, «ровно» относятся к музыкальной деятельности, нет активного интереса, эмоциональность низкая.
В сравнении с 2020 годом уровень повышен на 20 %.
(12 слайд)
Личностно – ориентированный подход, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, позволяет педагогу справиться с этой задачей. Повторение музыкального материала позволяет робким, часто болеющим детям «быть в теме», справляться с репертуаром, который все исполняют и, таким образом, чувствовать себя успешными. Все дети с радостью участвуют в кубанских народных праздниках, вечерах развлечений, играх, забавах.
(13 слайд)
Во всех видах музыкальной деятельности необходима замена иллюстративно – объяснительного метода на проблемно – поисковый метод, поиск эмоционально привлекательных форм через художественно – эстетическое восприятие, поиск методов способствующих познавательной активности.