Лена Гильмутдинова
Родительское собрание «Речевая готовность к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление учителя –логопеда на родительском собрании.
Тема выступления: «Речевая готовность к школе»
Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь, по русскому языку и чтению.
Публикация «Родительское собрание „Речевая готовность к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. С поступлением в школу меняется привычный для ребенка образ жизни – он перемещается в новый, неведомый прежде, мир. Дошкольник становится школьником. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру, сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что требует школьная программа, старательно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе. Но все ли сделано, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!
Он должен уметь общаться со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. Как он будет учиться, зависит от того, насколько были сформированы предпосылки в дошкольном периоде.
В основе обучения лежит познавательный процесс. Вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Наша речь- процесс общения, поэтому готов ребенок или не готов к школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет навыками чтения и письма.
Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе, должны быть сформированы следующие компоненты речи:
1. Дети должны уметь слушать и слышать других. Если эти умения сформированы недостаточно, могут возникнуть трудности у детей в усвоении материала, который предлагает учитель устно.
Чтоб научить ребенка слушать и слышать, прослушивайте вместе с детьми художественные произведения, стихи, сказки, задавайте вопросы по содержанию.
2. Функции речевого анализа.
Дети должны уметь:
-делить предложения на слова;
-делить слова на слоги;
-уметь выделять все звуки в словах;
-устанавливать последовательность звуков в слове;
3. Звуковая сторона речи.
Будущие первоклассники должны уметь правильно произносить все звуки речи. Правильное произношение звуков речи и четкое различение их на слух, является необходимым условием для освоения письма.
-четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например, велосипед, термометр, регулировщик);
-изменять темп речи с учетом содержания высказывания;
-говорить громко или тихо, в зависимости от ситуации;
Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шапка-«сапка», звезда-«зведа» ,жаба-«заба», рыба –«лыба». Не усвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.
4. Лексическая сторона речи.
К семи годам ребенок должен уметь:
- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
-точно подбирать слова;
-дифференцировать обозначения предметов (например, транспорт воздушный, наземный, водный, а не просто транспорт);
-подбирать метафоры (например, туча комаров);
-пользоваться эпитетами (например, в чистом поле);
-употреблять сложные слова (например, длинношеее животное);
-использовать синонимы (например, узкий-широкий);
-использовать слова и фразы с переносным значением (например, сесть в лужу);
В основе работы над речевым ритмом на уровне слова лежит хлопанье слов по слогам. Так же можно использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, отстукивание мячом об пол, упражнения на развитие координации рук («ребро, ладонь, кулак», пальчиковая гимнастика, разучивание скороговорок. Ребенок должен уметь повторить за взрослым предложения с высокой концентрацией сложных слов. (Например, строители работают на строительстве высотного дома).
5. Грамматическая сторона речи.
У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования. Они должны уметь:
-изменять существительные по падежам и числам ( например: лыжи –на лыжах);
-согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже (например, синее море);
-употреблять правильно различные предлоги;
-согласовывать существительные с числительными (например, одна звезда, две звезды, пять звезд);
-правильно употреблять глаголы (например, лечу, летишь, летит, летим, летите, летал, полетит и т. п.);
-ошибки в падежных окончаниях при изменении числа существительных («много деревов», «много карандашов»);
-ошибки согласования («шесть вишен –шесть вишнев»);
-образовывать слова с помощью уменьшительно –ласкательных и увеличительных суффиксов (например, глаза- глазки-глазищи);
-образовывать глаголы с помощью приставок (например, ехал- выехал- переехал - объехал- приехал);
-образовывать названия детенышей домашних животных;
-образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например, волк –волчья);
6. Связная речь.
Дети должны уметь:
-свободно общаться со взрослыми и сверстниками;
-поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
-рассказывать о пережитых событиях;
-пересказывать содержание сказки, рассказа;
-описывать окружающие предметы;
-раскрывать содержание картины, некоторых явлений окружающей действительности;
Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в написании изложений и сочинений. Хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но и по другим предметам в школе.
Перечисленные выше особенности устной речи первоклассников с нарушениями свидетельствуют о том, что необходима целенаправленная логопедическая работа по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи.