Наталья Смирнова
Консультация «Ребенок — это зеркало нравственной жизни родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ребенок – это зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так
в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
Василий Александрович Сухомлинский
Семья - первая социальная ячейка, которая оказывает сильное влияние на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно.
Родительские привычки, жесты, способы общения ребенок начинает перенимать тогда, когда он еще не способен оценивать, насколько они красивы и нравственны.
Воспитание маленького ребенка начинается с привития ему полезных привычек, организующих его поведение и общение со взрослыми и сверстниками.
Публикация «Консультация „Ребенок — это зеркало нравственной жизни родителей“» размещена в разделах
«Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».
«Воспитательный процесс – процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением».
«Если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».
Антон Семенович Макаренко
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
В первый год жизни содержанием общения становятся предметные действия. Стремление ребенка к совместной со взрослым деятельности делает необходимым обогащение средств общения. Использование взрослыми речи в совместных действиях обостряет у ребенка необходимость в ее понимании и активном овладении словом.
Во второй год жизни очень важно в ходе взаимодействия выделять положительные черты, говорить о чувствах, возникающих в подобных ситуациях. Маленький ребенок очень чувствителен к оценке взрослого. Хорошо различает положительную и отрицательную оценки своих действий. Похвала вызывает радость, стимулирует активность малыша, улучшает его отношение к взрослому, усиливает доверие к нему. Порицание, с одной стороны, огорчает ребенка, иногда даже ведет к прекращению деятельности, с другой — усиливает поиск оценки, что способствует уточнению способов действий с предметами.
Третий год жизни. Определение ярко выраженных эмоциональных состояний, которые родитель называет словом и подчеркнуто демонстрирует мимикой, жестами, интонацией голоса. Повторение за родителем слов, обозначающих эмоциональное состояние, узнавание на картинках.
Четвертый год жизни. Ребенок имеет представление об элементарных правилах культуры поведения, упражнение в их выполнении (здороваться, прощаться, благодарить). Понимание, что у всех детей равные права на игрушки, что в детском саду мальчики и девочки относятся друг к другу доброжелательно, делятся игрушками, не обижают друг друга.
Пятый год жизни. Освоение правил и форм проявления вежливости, уважения к старшим: здороваться, прощаться, обращаться к взрослым на «вы», к воспитателю по имени-отчеству, благодарить. Освоение правил и форм вежливого и доброжелательного отношения к сверстникам в детском саду: обращаться по именам, избегать грубого тона, быть приветливым, дружелюбным, уважать игровое пространство другого ребенка, делиться игрушками, быть неравнодушным к состоянию и проблемам сверстников.
Шестой год жизни. Знакомство детей с правилами культуры поведения по отношению к взрослым и сверстникам. Упражнение в использовании культурных форм общения: обращаться к взрослым по имени и отчеству, на «вы», вежливо обращаться с просьбой, самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить за помощь и заботу. Быть дружелюбным и справедливым по отношению к сверстникам. В разговоре смотреть на собеседника, говорить приветливо, не перебивать говорящего и не прерывать разговора, если он не закончен, избегать грубого тона в общении. Умение оценить поступки с позиции правил культуры поведения и общения.
Седьмой год жизни. Дальнейшее освоение правил культуры общения со взрослыми и детьми (сверстники и малыши, норм этикета (культура поведения за столом, поведение в гостях, культурные нормы разговора и пр.). Правила поведения в общественных местах, правила уличного движения. Представления, конкретные формы проявления уважения к старшим, заботливого отношения к пожилым людям, людям с ограниченными возможностями.