Ольга Дрожалкина
Консультация «Ребенок у экрана»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ребенок у экрана»
Телевизор становится главным «воспитателем» детей.
Конечно, в наши дни телевизор, магнитофон, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как только ребенок научится сидеть, его устраивают перед экраном, который все больше заменяет ему бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом…
Экран становится главным «воспитателем» ребенка. 93% современных детей 3-6 лет смотрят телепередачи 28 часов в неделю, то есть около 4 часов в день, что намного превосходит продолжительность общения со взрослым.
Публикация «Консультация „Ребенок у экрана“» размещена в разделах
- Почему родителей устраивает, что ребенок смотрит телевизор?
Потому что ребенок, когда сидит у телевизора, не пристает к взрослым, ничего не просит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое.
- Родители думают, что ребенок с малолетства понимает происходящие на экране события. Так ли это на самом деле?
Это далеко не так. Маленький ребенок, действительно, увлеченно следит за движением персонажей фильма, мультика, и может горько заплакать, если телеэкран вдруг погаснет. Но малыш не вникает в содержание и сюжет, не понимает действий и отношений героев, он видит яркие движущиеся пятна, которые как магнит, притягивают его внимание. И если вы усадите его перед окном стиральной машины, в которой крутится и мелькает цветное белье, то увидите, что он будет смотреть на новый «телеэкран» с такой же завороженностью, с какой раньше смотрел в телевизор.
- Почему увлечение телевизором опасно именно в дошкольном возрасте?
Раннее и дошкольное детство (до 6-7 лет) определяет дальнейшее развитие человека, это пора наиболее интенсивного становления внутреннего мира, или закладка «фундамента» для формирования личности. Упущенное в это время изменить или наверстать в дальнейшем практически невозможно. Поменять фундамент, когда здание уже построено, нельзя. Если фундамент непрочный или искривленный, здание будет неустойчивым и в любой момент может обрушиться, так и со становлением личности маленького человека. В психическом развитии каждый последующий этап «накладывается» на предыдущий и во многом определяется им.
- Какие могут быть негативные последствия для здоровья и психики ребенка?
О нарушениях зрения, дефиците движения, испорченной осанке уже сказано довольно много, поэтому хочется поговорить о психическом развитии ребенка. Печальные последствия телевизионного досуга становится все более очевидными.
Одно из них – отставание в развитии речи. В последнее время и родители, и педагоги часто жалуются на задержку речевого развития детей: они поздно начинают говорить, разговаривают мало и плохо, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Как показывают исследования, 25% четырехлетних детей страдают серьезными нарушениями в речевом развитии, причем за последние 20 лет число детей с отставанием в развитии речи возросло более чем в 6 раз.
- Но ведь когда ребенок сидит у телевизора, он постоянно слышит речь, и это, наверное, должно способствовать речевому развитию. Какая разница, кто говорит с ребенком – взрослый или герой мультфильма?
Разница огромная. Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит лишь в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он включен в диалог. Да, действительно, ведущие детских передач обращаются с телеэкрана к детям, но ведь это не разговор, потому что детские ответы телевизор, естественно, не слышит. Речь с экрана не становится для ребенка «своей», она остается «пустым звуком», малоосмысленным набором чужих слов. Поэтому дети, проводящие много времени перед телевизором, часто бывают молчунами, а изъясняются больше криками и жестами.
- Чем еще грозит речевое отставание детей?
В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Это симптомы заболевания, названного «дефицит концентрации».
- В чем оно проявляется?
Дети с «дефицитом концентрации» излишне активны (их отличает гиперактивность, очень рассеяны. Не могут сосредоточиться на каком-то одном деле, перескакивают с одного занятия на другое, лихорадочно стремятся к смене впечатлений. Однако многообразие впечатлений они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая их между собой. Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удержать в памяти предыдущую фразу и связать отдельные предложения. По этой же причине им трудно читать даже самые хорошие книги – им неинтересно, скучно. Понимая отдельные слова и короткие предложения, они не запоминают их, в результате чего не понимают текста в целом.
- Чем еще грозит «дефицит концентрации»?
Резким снижением фантазии и творческой активности детей. Они теряют способность и желание занять себя. не прилагают усилий для изобретения игр, сочинения сказок для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать что-то новенькое. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие внутреннего мира отражается и на отношениях между детьми.
- А каким образом это отражается на общении детей?
Общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным, им не о чем разговаривать, спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают возиться, толкаться или нажать кнопку телевизора и ждать новых – готовых –развлечений.
Постоянное отсутствие инициативы, несамостоятельность мышления могут привести к тому, что ребенок попадает в зависимость от лидера дворовой компании, а ведь далеко не всякий лидер – положительный пример для подражания.
Очень страшны для ребенка и его окружения последствия нарастающей внутренней пустоты – здесь корни жестокости и агрессивности. Не умея убеждать словами, дети стараются «убеждать» кулаками.
- Но ведь мальчишки дрались всегда.
Это действительно так. Однако в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше при выяснении отношений драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, то есть побежденным. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем.
В наше время победитель с удовольствием с бьет лежачего ногами, потеряв всякое чувство меры. При этом дети не дают себе отчета в собственных действиях и не предвидят последствий. Поражают не только жестокость, но и бессмысленность, немотивированность этих детских «шалостей». Подростки бьют и убивают друг друга не потому, что они злые и коварные, и не ради достижения какой-то цели, а «просто так», потому что на душе пусто и хочется острых ощущений. Не случайно число преступлений, совершенных детьми и подростками, в последнее время резко возросло.
- Где же выход? Как оградить детей от беды?
Родители и старшие члены семьи обязаны помнить, что их обязанности по отношению к детям далеко не ограничиваются заботами накормить и одеть. Детям необходимо постоянное и полноценное общение со взрослыми – совместные игры, прогулки, поездки. Читайте ребенку книги, а потом обсуждайте прочитанное. Интересуйтесь, как прошел его день в детском саду. Пусть дети рассказывают вам о своих друзьях, пусть делятся своими мечтами, тогда сыновья и дочери сохранят эту потребность в общении с вами и в школьные годы, и позднее.
- И все же, что делать родителям, ведь невозможно и бессмысленно исключить телевизор из жизни детей?
Телепередачи – естественно детское кино или хорошие мультфильмы – родителям нужно смотреть вместе с детьми, а потом обмениваться впечатлениями – это необходимо для развития ребенка.
А вообще подключать детей к информационной технике можно лишь тогда, когда они готовы к ее использованию по назначению, когда она станет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами.