Получи документы

Реализация технологии продуктивного чтения — слушания в ДОУ

Юлия Волкова
Реализация технологии продуктивного чтения — слушания в ДОУ

Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я хочу вам представить материал по теме «Реализация технологии продуктивного чтения – слушания в ДОУ»

Начнем с проблемы

Современные дети стали мало читать. Данная проблема с течением времени становится все более актуальной, волнующей на самом высоком уровне.

Для получения информации, чтобы «быть в курсе» они прибегают к телевизору, компьютеру, интернету. Из сми информация поступает в переработанном виде. Людям навязываются чувства, отношения к тем или иным событиям. Собственный эмоциональный мир, мыслительная сфера человека остается при таком подходе мало развитой. Однако в современном обществе невозможно достичь успехов без умения извлекать из текста нужную информацию и преобразовывать ее.

Как говорил еще в 19 веке «учитель русских учителей» Константин Дмитриевич Ушинский: «Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

Одна из задач именно дошкольного образования – создать условия для формирования у детей восприятия и понимания текста. В дошкольном возрасте в мир чтения вводят ребенка взрослые ближайшего окружения: родители и воспитатели.

Как правило,воспитатели читают детям литературные произведения по традиционным методикам. Но чтение по традиционным методикам перестало давать положительный эффект, ведь дети изменились. Вот почему становится актуальным изучение и применение различных технологий для развития у детей интереса к чтению.

Столкнувшись с такой проблемой, я посетила ментерскую площадку и углубленно изучила данную технологию. «Технологию продуктивного чтения - слушания» И сейчас я вам расскажу о ней

Что такое ТЕХНОЛОГИЯ?

(Последовательность этапов работы).

Что значит продуктивное чтение?

(Продуктивное – от слова «продукт»).

Что может быть продуктом чтения?

(Результат)

А какой результат может быть у чтения?

(Восприятия текста - эмоциональное реагирование на текст - и понимание смысла прочитанного).

Итак, в результате, чтения должно появиться восприятие текста – процесс эмоционального реагирования на произведение, внутреннее активное сопереживание героям, которое проявляется в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного участия в них, личного присутствия.

Еще одним результатом чтения является понимание смысла текста.

Можем ли мы позволить себе учить детей так, как когда-то учили нас? «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра», — так говорил Джон Дьюи, американский философ, основоположник метода проектов, педагог рубежа XIX-XX вв.

Чтение по традиционным методикам уже не всегда дает положительный и желательный эффект, ведь дети изменились – и тогда приходят на помощь новые технологии. Например, технология продуктивного чтения, которую я реализую в своей работе.

Технология продуктивного чтения была разработанна профессором, школьного возраста, и адаптированна для дошкольников Ольгой Васильевной Чиндиловой.

Она способствует достижению тех результатов, о которых говорится в федеральных государственных образовательных стандартах ДО.

В чем же преимущество технологии продуктивного чтения? В традиционной методике чтения художественной литературы воспитатель сам говорит детям,что они сегодня читают или о чем узнают, сам читает, дети молча слушают, а затем отвечают на вопросы воспитателя по тексту. Технология продуктивного чтения напротив, дает детям возможность прогнозировать название текста по обложке, иллюстрации, воспитатель читает и вместе с детьми ведет диалог с автором, в ходе беседы вместе уточняют позицию автора.

Итак, технология продуктивного чтения– это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Данная технология предполагает три этапа работы с текстом (этапы будут перекликаться со структурой занятия, разработанного по данной технологии). Сейчас я вам их представлю

I. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу Дети листают, рассматривают книгу, задают вопросы взрослому; рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании – произведение веселое или грустное.

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.

Основные приемы, используемые в работе с текстом во время чтения

- Диалог с автором: Задача взрослого – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые можно узнать в процессе чтения, например: "Чем это можно объяснить?. ", "Что из этого следует?. ", "Что сейчас случится?" В процессе чтения –слушания эти вопросы задает взрослый. Он же подбирает вопросы, прорабатывая текст до занятия. Вопросы к автору предполагают появление ответов-предположений и проверку по ходу дальнейшего чтения.

- Комментированное чтение - это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Комментированное чтение используется для того чтобы показать, каким мог бы быть наш "диалог с автором", обеспечить "погружение" в текст.

После прочтения рассказа идет сравнение, например:

-Я прочитала вам рассказ, каким оказался этот рассказ по настроению?

Вы предположили, что рассказ будет веселым, так ли это? Какой он по настроению?

Так ли ты себе представлял эту сцену?

III. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Главная задача взрослого – обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия.

В заключении хочу добавить…

Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в ФГОС, а именно:

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров литературы

- формированию ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений словесного искусства

- владение речью как средством общения и культуры.

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,

когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше,

чем впервые, раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами» В. А. Сухомлинский

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Как разговаривать с ребенком? Приемы активного слушания» Многие эксперты, говоря о воспитании и образовании дошкольников, младших школьников, подростков и трудных детей, используют термин «активное.

Реализация здоровьесберегающей технологии по ФГОС ДО «Дорожка здоровья» в младшей группеРеализация здоровьесберегающей технологии по ФГОС ДО «Дорожка здоровья» в младшей группе Для реализации здоровьесберегательной технологии в соответствии с ФГОС ДО в младшей группе смастерила дорожку здоровья. Для ее изготовления.

Конспект НОД по сказке Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима» с использованием технологии продуктивного чтения Сказка Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима»Цель. Знакомство с произведением Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима». Формировать у.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Реализация технологии продуктивного чтения — слушания в ДОУ
Опубликовано: 16 сентября 2024 в 16:52
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация технологии продуктивного чтения — слушания в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Волкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. День рождения смайлика. Передвижка, лэпбук

 19 сентября свой день рождения отмечает смайлик — особый знак, используемый в электронной переписке для обозначения эмоций. Прекрасный день, чтобы потренироваться с детьми распознавать эмоции и...

17 сентября. День самообслуживания. Передвижка

Самообслуживание— это начало трудового воспитания дошкольника, умение самостоятельно выполнять элементарные бытовые действия: одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет,самостоятельно есть, убирать...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД