Светлана Степанова
Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ. Обзор парциальной программы «Наш дом — Южный Урал»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Степанова Светлана Владимировна, старший воспитатель МДОУ № 8 «Ягодка» Катав-Ивановского муниципального района, 1 квалификационная категория;
«Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ.
Обзор парциальной программы «Наш дом – Южный Урал».
С 1 сентября 2021 года детские сады начали работу по реализации программы воспитания. Ранее, президент внес поправки в Закон об образовании (Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ). Определены основные векторы осуществления воспитательной работы. Некоторые из них – это патриотизм, уважение к человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.
Публикация «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ, Обзор парциальной программы „Наш дом — Южный Урал“» размещена в разделах
Региональный компонент — это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона, особые потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов федерации.
Парциальная программа воспитания, развития детей дошкольного возраста «Наш дом – Южный Урал» под ред. Е. С. Бабуновой разработана на идеях народной педагогики, как нельзя лучше отражает требования программы воспитания.
Программа имеет свои теоретические основы, методические указания. Разработка программы предполагает описанием форм и методов реализации, выявление интереса, наличие мониторинга, анализ результатов. Разработчики программы дают хорошие рекомендации по использованию идей народной педагогики Южного Урала.
Информационная часть программы отражает сведения об истории жизни, быте народов Южного Урала, их взаимоотношениях в быту, семье, труде. Программа рекомендована для детей старшего дошкольного возраста, но подготовительный период ее реализации может быть начат в более ранние сроки.
Тема актуальна т. к. программа реализует интерес и ценностное отношения к родному краю – Южному Уралу и родному городу, а так же выполняется в соответствии с ФГОС ДО. Программа помогает реализовать региональный компонент в образовательном процессе ДОУ. Эта часть содержания образовательного процесса, отражает национальное и региональное своеобразие культуры, особые потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов федерации.
Географические, климатические и экологические особенности Уральского региона влияют на содержание образовательной деятельности в ДОО.
Вот некоторые темы, которые могут быть реализованы в учебно-воспитательном процессе ДОУ : «История и природа Южного Урала», «Народная семейная традиционная культура Южного Урала». Они затрагивают историю жизни людей, календарные традиции, жилье, нравственные основы семьи, народные праздники, природу, здоровье, народы Урала (татары, башкиры, казахи, русские).
В содержании программы есть познавательный материал, разделенный по возрастам. Методическое обеспечение программы содержит материалы для консультаций, методические рекомендации, тематические планы.
В программе есть приложение, которое содержит серию занятий – конспектов. Также имеется методическое обеспечение программы.
Темы отражаются во всех образовательных областях.
В группах ДОУ создаются уголки краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой города, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть.
Воспитатели имеют возможность разрабатывать проекты, сценарии народных праздников, создавать альбомы, активно привлекать родителей.
В регламент НОД целесообразно включить занятия по социально-коммуникативному развитию «Народная культура Южного Урала», 1 раз в неделю, в вечернее время. В рабочую программу воспитателя входит календарно-тематическое планирование по парциальной программе «Наш дом – Южный Урал».
Работа по программе «Наш дом – Южный Урал» помогает изучать свой регион, культуру; способствует формированию активной гражданской позиции детей и взрослых; наглядно и практически показывает красоту Южного Урала; воспитывает чувство гордости; способствует привлечению родителей в образовательный процесс МДОУ (подготовка к праздникам, событиям, посещение музея, исторических памятников и т. д.).
Педагоги имеют возможность передавать опыт работы по программе «Наш дом – Южный Урал» на методических объединениях, семинарах, конференциях; делиться положительным опытом в соцсетях.
Литература:
1. Наш дом — Южный Урал : Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. / Ред. -сост. Е. С. Бабунова. — 2-е изд. — Челябинск: Взгляд, 2007. - 239 с.
2. Жизнь и труд людей на Южном Урале : иллюстрированное приложение к методическому комплексу «Наш дом - Южный Урал» : -Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014.-100с.
3. Природа Южного Урала : иллюстрированное приложение к методическому комплексу «Наш дом - Южный Урал» : -Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014.-100с.
4. Наш дом - Южный Урал : программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. - Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014.-255 с. - ISBN 978-5-91744-093-4.