Татьяна Полякова
«Реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Полякова Т. М.
«Реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании дошкольников»
Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Публикация «„Реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Формирование экологической культуры, является главной целью экологического образования, под которой понимается совокупность экологического создания, экологических чувств и экологической деятельности.
Можно выделить основные задачи экологического образования дошкольников :
Формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среды жизни человека.
Формирование экологического сознания и мышления, нравственно- этического восприятия природы.
Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности.
Непрерывное воспитание у детей ответственного отношения к окружающей среде и формирование основ здорового образа жизни.
Пропагандировать экологические знания, приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.
Пути реализации задач экологического образования
• экологизация предметно – развивающей среды;
• применение принципа интеграции во всех видах деятельности детей;
• экологизации различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни.
Интегрированный метод обучения направлен на развития личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции.
Форма проведения должна:
• вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта ребенка и активизировать его познавательные интересы, стремление к усвоению новых знаний;
• стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации);
• повышать уровень самоконтроля, самоорганизации и самооценки.
Это могут быть:
• учебно-игровая деятельность: исследования, путешествия, развлечения, которые формируются по принципам индивидуальных особенностей развития ребёнка и его возможностей;
• наглядно-практические методы: наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, игровые проблемные ситуации;
• игры: дидактические, словесные, подвижные.
Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции. Здесь важно учитывать, что знания должны расширять и обогащать имеющиеся представления детей, доступны ребенку, опираться на его личный опыт и быть связаны с его повседневной жизнью.
При проведении интегрированных занятий необходимо учитывать следующее:
- содержание базисных программ ДОУ;
- положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми;
- выразительность и эмоциональность речи педагога;
- возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы;
- постановку проблемных задач, задач повышенной трудности;
- обязательное использование наглядности;
- постоянную смену методов и приемов работы с детьми, форм их организации;
- включение моментов самоконтроля и самооценки;
При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постоянно переходя в понятия, которые превращаются в знания.
Примерное содержание знаний: по теме «Знакомство с домашними животными».
Образовательная область: Социализация.
Знакомство детей со средой обитания домашних животных; экосистема города и деревни (сходство и различие); формирование представлений о влиянии человека на домашних животных (заботится о них, кормит, лечит);
Дидактические игры: «Рассели животных», «Найди домик», «Кто, где живет?», «Кто, что любит?», «Накорми животное», «Построй домик», «Выбери нужное», «Береги природу», «Что лишнее», «Узнай и назови».
Словесные игры: «Похожи – не похожи», «Цепочка», «Игра в слова», «Да – нет», «Что было бы, если…».
Образовательная область: Коммуникация.
Расширение словарного запаса детей (животное, ферма, корм, двор, подворье, детеныши); обучение рассказыванию (придумывание загадок, пересказ); развитие памяти (заучивание стихов, потешек, песенок); знакомство с художественной литературой (чтение «Три поросенка», слушание «Козленок» С. Буранбаева, заучивание Кисонька – Мурысенька); развитие мышления (разгадывание загадок о животных). Закреплять эмоционально - эстетические чувства при встрече с книгой; поощрять желания детей делиться впечатлениями.
Образовательная область: Познание.
Формирование представлений о домашних животных и их детенышах; воспитания бережного отношения к животным, трудолюбия; необходимость домашних животных для человека.
Дидактические игры: «Подбери пару», «Что изменилось», «Чудесный мешочек», «Поможем козе с козлятами», «Найди маму», «Назови животное», «Весёлая ферма», «Помоги Незнайке», «Найди что покажу (назову)», «Лото».
Словесные игры: «Кто как кричит?», «Узнай по описанию», «Так бывает или нет», «угадай по голосу».
Образовательная область: ФЭМП.
Формирование сенсорных эталонов (форма, цвет, величина).
Дидактические игры: «Назови самое высокое (низкое) животное», «Кто больше?», «Кто какого цвета?», «Подбери по цвету», «Трафареты», «На что похоже», «Кого сколько?», «Больше – меньше».
Образовательная область: Художественное творчество.
Учить изображать животных посредством рисования, аппликации и лепки, правильно передавать их форму, особенности строения, воспитывать самостоятельность; учить отмечать выразительные изображения; рассматривание картин с изображением домашних животных.
Интегрированный подход помогает решить задачи экологического воспитания дошкольников, тем самым осуществляя всестороннее развитие личности: учатся взаимодействовать с окружающей средой (лесом, лугом, озером) и погодно-климатическими факторами (морозом, ветром, дождем). Во время походов, экскурсий, прогулок, учатся видеть красоту, понимать ее в любых проявлениях. При этом расширяется их кругозор, формируются нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, инициатива, настойчивость, выдержка, коллективизм и др., укрепляется здоровье.
Для осуществления полноценного экологическое развитие детей, работа педагога должна сочетаться с работой семьи. Для чего оформляются папки-передвижки на темы: «Берегите природу», «Юный исследователь» «Интересное рядом» и т. д. В которых содержатся интересные факты из жизни растений и животных, о явлениях природы. Выполнение домашнего задания в виде рисунков, поделок, выявляют заинтересованность родителей и детей. Проводятся родительские собрания на экологическую тематику.
Организация природоохранных акций: изготовление плакатов: «Зеленая елочка – живая иголочка», «Здоровые дети на чистой планете», «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкорма птиц в зимнее время, «Чистое утро» (уборка территории, «Чтобы дольше жили книжки» (уход и обновление).
Работа по данной технологии позволяет формировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, прививать им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. Залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников является системный и творческий подход к решению поставленных перед педагогами задач.