Ольга Дроздова
Развивающие игры для детей по методике Никитиных
▼ Скачать + Заказать документы
Борис Павлович Никитин и Елена Алексеевна Никитина известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Эта система, органично сочетая в себе эстетическое и интеллектуальное развитие, трудовое воспитание и физическую культуру, позволяет достичь разностороннего, гармоничного развития ребенка.
Публикация «Развивающие игры для детей по методике Никитиных» размещена в разделах
Частью системы Никитиных являются развивающие игры, способствующие развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления. Главное при этом - творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению.
Главное отличие — это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества.
В своей работе я использую игры которые имеются в нашем ДОУ.
Игра «Точечки» развивает математическое мышление, обучает навыкам классификации, счета и нумерации. Это прекрасная игра для начала обучения счету и знакомства с цифрами и числами, а также развития математического мышления в целом.
Это 44 плоские деревянные фигуры: 11 голубых квадратов, 11 желтых кругов, 11 зеленых треугольников и 11 белых квадратов с числами от 0 до 10.
Игра «Сложи узор» состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета: красный, желтый, белый, синий, бело-красный, сине-желтый. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.
В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий:
Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков;
Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют;
И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнить уже творческую работу.
Игра «Внимание» - это 60 квадратов с разнообразными фигурами различной сложности. Цвет квадрата определяет принадлежность данной фигуры к определенной серии, т. е. сложности.
Игра развивает внимание, зрительную память, точность, аккуратность, навыки счета, графические способности.
В этой игре детям на несколько секунд показывают фигуру, а потом ее прячут. Малыши должны нарисовать фигуру, как можно точнее. Им нужно «схватить» и форму знака, и соотношение частей, и разницу в толщине линий, и число разных элементов, и длину линий, а иногда и угол между ними. Для того чтобы безошибочно нарисовать увиденное, надо сначала его воспроизвести мысленно, а потом уже переносить на бумагу.
Для игры детям нужны мягкие карандаши, заточенные под углом 25-30 градусов (они не так быстро ломаются, и бумагу в клетку. Обязательно должно быть два-три запасных карандаша. Дети садятся так, чтобы им был хорошо виден рисунок и было удобно рисовать. Им нужно объяснить, что фигуры надо изображать размером в две-три клетки, располагая вдоль одной линии по горизонтали или вертикали. Затем со словами "Внимание" показать на несколько секунд фигуру.
Оценивать рисунок можно учитывая: пропуск линий или излишнее их число; четкость линий; правильность окружностей и т. п
Все это должны решать вместе со взрослыми и дети. Проверяя рисунки, дети учатся сами находить ошибки и оценивать их.
Игра «Кубики для всех» - это игра головоломка. Она состоит из семи деревянных частей, из которых можно собирать объемные фигуры-задания. Игра увлекает не только малышей, но даже взрослых, причем, как правило, дети справляются с заданиями гораздо быстрее их родителей!
Игра учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами, умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками.
Положив перед собою рисунок-задание, малыш строит из фигурок точно такую же модель, как нарисованная. Построив одну, он переходит к следующей, более сложной, и т. д. По сути, малышу тут приходится решать две задачи одновременно: во-первых, выбирать из 7 фигурок только 2 - 3 (или более, если модель сложна, которые необходимы для построения модели; во-вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т. е. соединить их и уложить в модель. Первая часть представляет собою, таким образом, мысленный анализ рисунка-задания - на какие фигурки его можно расчленить, а вторая - синтез, сначала мысленный, а потом предметный.
Игра «Сложи квадрат» представлена тремя вариантами различной степени сложности. Они различаются количеством составных частей квадрата. Квадрат-образец присутствует только в первом варианте. Игровые задания составлены таким образом, что по ним можно работать со всеми вариантами игры. Они расположены в порядке усложнения.
Уровни сложности 1 2 3
Количество составных частей квадрата 2-3 3-5 4-7
Рекомендуемый возраст 3-4 года 4-5 лет 6-7 лет
В игре «Сложи квадрат» нет строго ограниченных и законченных заданий, как в других играх. Главная задача взрослых - исходить из уровня развития ребенка. Начинать надо обязательно с заведомо легких и посильных задач, чтобы малыша можно было похвалить и одобрить. Начало новой игры обязательно должно быть связано с приятными переживаниями для ребенка, если мы хотим, чтобы игры его увлекали.
Игра «Кирпичики» - одна из самых простых, на первый взгляд, игр Никитиных, обладающая огромным потенциалом. Она прекрасно развивает пространственное, наглядно- действенное мышление, глазомер и знакомит с основами черчения.
Игра состоит из 8 деревянных кирпичиков и 30 оригинальных чертежей- заданий.
В этой игре, как и в других играх Никитиных, сложность заданий увеличивается постепенно. Этот принцип «от простого к сложному» дает детям возможность находить решения самостоятельно, без подсказки взрослого.
«Уникуб» - игра, развивающая пространственное и математическое мышление, логику и сообразительность. Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства. Игра чрезвычайно эффективна для развития математического мышления ребенка, что позволит ему в будущем легче овладевать алгеброй, геометрией, черчением и другими точными науками.
Игра Уникуб прекрасно развивает :
• пространственное мышление;
• наглядно-действенное мышление;
• операции сравнения, анализа и синтеза;
• способности комбинирования;
• самоконтроль и самоанализ;
• цветовое восприятие;
• точность движений, аккуратность и предусмотрительность;
• внимательность, усидчивость.
Игра состоит из 27 деревянных кубиков, окрашенных по-разному в три цвета: красный, желтый и синий, и 60-ти оригинальных заданий.
В игре Уникуб, как и в других Развивающих Играх Никитиных, сложность заданий увеличивается постепенно. Сначала малыш собирает модели, ориентируясь только на их внешнюю расцветку, затем появляются задания, где надо учитывать и то, что «внутри» модели, и наконец, ребёнку приходится ставить каждый кубик, ориентируясь на его окраску со всех 6-ти сторон! - Настоящая «гимнастика для ума»!
Список никитинских игр и головоломок достаточно большой. Все они направлены на развитие логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения. Детские таланты необходимо развивать с раннего возраста, создавая творческую среду и увлекая ребенка интеллектуальными играми.