Елена Москалёва
Мастер-класс для молодых родителей «Развивайте мелкую моторику рук»
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИВАЙТЕ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУК»
«…сначала руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию мозга». /Н. П. Павлов/.
Издавна человечество уделяло особое внимание развитию ручных умений. По рукам судили о характере человека, его темпераменте, положении в обществе и т. д. Недаром существует масса устойчивых выражений, относящихся к рукам: «Золотые руки», «Мастер на все руки», «Ударить по рукам», «Чужое горе руками разведу» и мн. др. Всем с детства известны упражнения для пальчиков: «Сорока-сорока», «Ладушки», в которых воплотились мудрость и наблюдательность наших далеких предков, их, порой мистическое, отношение к рукам. Почему же происходит так, что, увидев в музее или магазине экспонат с надписью «руками не трогать» нам так и хочется сделать наоборот? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить о раннем младенчестве ребенка. Со свойствами предметов он знакомится путем их ощупывания, поглаживания, делает вывод об их качестве: мягкий - твердый, теплый - холодный и т. д. Современными учеными давно установлена связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Чем лучше развиты движения пальцев руки, тем лучше развита речь, и наоборот. Как правило, ребенку с низким речевым развитием недоступны мелкие дифференцированные движения пальцев рук: он не может обвести контур, выполнить штриховку, затрудняется в манипуляции с мелкими предметами. Доказано, что зоны, отвечающие за речь и за мелкую моторику находятся рядом в коре головного мозга. Еще известный философ и психолог Кант говорил: «Рука - это вышедший наружу мозг», следовательно, чем развитее ручные умения, тем более у ребенка развиты внимание, память, мышление. Все это доказывает, что чем раньше мы начнем заниматься ребенком по развитию мелкой моторики, тем раньше мы получим положительный результат, тем легче и интереснее ему будет в школе.
Публикация «Мастер-класс для молодых родителей „Развивайте мелкую моторику рук“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2019
Часто у мам не хватает времени, чтобы позаниматься с ребёнком. Вот несколько игр, которые не отнимут у Вас времени, но окажут неоценимую помощь Вашему ребенку.
• «Помогаю маме». Занимаясь на кухне приготовлением пищи,
предложите ребёнку помочь Вам перебрать крупу. Вам помощь, и ребенок потренирует пальчики.
• «Какие слова живут в борще?»/компоте, каше и т. д./ Вместе с
ребёнком загибаем пальчики и перечисляем предметы: капуста, морковка, лук и т. д. Здесь же можно закрепить названия овощей, образование прилагательных /капустный, морковный/.
• «Что спряталось в кухонном шкафу?»/столе, серванте/ . Загибаем
пальчики, называем предметы, выделяем их качество: красивая фарфоровая чашка, высокий стеклянный графин.
• Пока Вы занимаетесь пришиванием пуговиц, предложите ребенку
нанизать их на нитку, чтобы получились бусы для куклы. Из набора пуговиц, бус и бижутерии можно выполнить красивое панно на пластилине, что способствует прекрасной тренировкой для пальцев.
• Из спичек или палочек можно составлять различные узоры, что является
также отличной тренировкой для ориентировки в пространстве.
Все эти упражнения целесообразно проводить как в период раннего детства, так и в период дошкольного детства, в котором упражнения усложняются. Становятся разнообразнее: вводятся различные штриховки, прописи, которые являются профилактикой дисграфии и дислексии в школе.
Все работы по развитию мелкой моторики полезны для вашего ребенка, если в этом заинтересованы вы, родители. Ваши терпение, настойчивость и любовь к ребенку не пройдут бесследно и обязательно дадут положительные результаты.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1 тыс. важных биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать деятельность органов человека.
Влияние воздействия руки на мозг человека было известно очень давно. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь. Вы дома самостоятельно можете провести эксперимент: если ребенок в 4 года не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит у него отстает в развитии мелкая мускулатура. И, если вы чувствуете, что слабо развита мелкая моторика рук, то надеяться, что он потом догонит сверстника - это ошибочная позиция. Слабую руку дошкольника надо развивать. Есть специальная литература, она представлена здесь на выставке, вы можете взять домой, познакомиться с литературой. Мы сейчас с вами практически потренируемся, как мы можем развивать мелкую моторику рук.
1. На столах абрикосовые и вишневые косточки, рисовая и гречневая крупы. Надо составить рисунок, такое задание развивает терпение, усидчивость, фантазию, мелкую моторику рук. Но взрослым надо находиться рядом с детьми, когда дети играют такими мелкими предметами.
2. Плетение ковриков (показ изготовления коврика и плетение).
3. Катание шестигранных карандашей.
4. Перебирание палочек.
5. Рисование тонкой и толстой кисточкой, пальцем.
6. Рисование карандашом, использовать разные виды штриховки (показ).
7. Использование книги-раскраски.
8. Лепка из глины, пластилина, пластилин и глина, прикасаясь к каждой точке пальцев и ладоней, массажируют и стимулируют их (показ способов лепки).
9. Различные виды конструктора должны быть у ребенка.
10. Различные виды мозаики.
11. Детям полезно перематывать цветные клубочки ниток.
12. Со шнурками, с веревочками должны играть дети.
13. Работать с бумагой, делать оригами должны дети. Давайте сделаем сову.
14. Обязательно надо работать с ножницами (показ).
15. Дома должны быть фломастеры, используйте ручки.
16. Природный материал является хорошим средством для развития детского творчества и мелкой моторики рук (показ).