Надежда Тренина
«Развиваем руки — развиваем речь». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Развиваем руки – развиваем речь
Отношение к рукам у человека всегда было особым. Руки добывали всё необходимое для жизни, лечили, учили и учились. По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга, его силе, о профессии. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно - психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений или как принято называть пальцевой моторики. Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеет особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорождённого кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребёнка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребёнок совершает на рефлекторном уровне, его действия ещё не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения. Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребёнка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребёнка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
Публикация «„Развиваем руки — развиваем речь“, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во 2 веке до нашей эры в Китае. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняет их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают деятельность сердечно – сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктирных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктирными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинец – на сердце. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод : ребёнка просят показать один, два, три и т. д. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, cледовательно мышления добиться не удаётся.
Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребёнка каждого из пальцев помогайте ребёнку координировать и ловко ими манипулировать.
Тренировать пальцы рук можно уже с 6 –месячного возраста. Простейший метод – массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребёнка по отдельности, сгибать и разгибать его. Упражнение обеих рук проводить 2-3 мин ежедневно. При такой тренировке речевые области будут формироваться в обоих полушариях мозга. С 10 - ти месячного возраста можно давать малышу перебирать сначала более крупные и яркие предметы, затем более мелкие. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза – рогатая» и другие, их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия.
Что можно посоветовать?
*Внимательно следите за ходом речевого развития малыша. *С момента рождения разговаривайте с ним, пойте ему. Все ваши действия сопровождайте речью. *Умывая его проговаривайте потешки, все мы родом из детства и знаем много потешек, стишков. * Обращайте внимание на овладение ребёнком простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – как зашнуривают и расшнуривают обувь, как подбирают мелкие предметы, держат ложку, вилку, умеют ли рисовать, лепить, как работают ножницами, как умываются. Например : если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстаёт в развитии мелкая мускулатура. Обнаружив отставание у ребёнка, не огорчайтесь. Занимайтесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.
Игры с прищепками
Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками – развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Такие игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета. Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность.
Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами, вышивание.
Предложите ребёнку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
С детьми старшего дошкольного возраста можно вышивать. Дети быстрее запоминают буквы.
Всё это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.
Карандаш Помощник
Карандаш в руках катаю, Я крупу перебираю Между пальчиков верчу. Мамочке помочь хочу. Непременно каждый пальчик Я с закрытыми глазами Быть послушным научу. Рис от гречки отличу
Орехи Научился два ореха Между пальцами держать. Это в школе мне поможет Буквы ровные писать.