Ольга Ивановна Слепцова
Развитие связной речи в процессе игр с куклами-персонажами
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе с детьми мы ориентируемся на новые подходы к проблемам образования, на инновационные технологии и методики на базе разнообразной предметно-развивающей среды. Использование нестандартных подходов и методов позволяет качественно решать вопросы развития и коррекции речевых умений и навыков, способствует повышению интереса детей к различным формам непосредственной образовательной деятельности. Ежедневно в группе проводится артикуляционная гимнастика, логоритмические упражнения, игры по развитию крупной и мелкой моторики рук. С целью самообразования постоянно изучаются новинки методических пособий, литературу по педагогике и психологии.
Публикация «Развитие связной речи в процессе игр с куклами-персонажами» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
В последние два года работа осуществляется над проблемой «Развитие связной речи в процессе игр с куклами-персонажами». Цель работы — активизация и развитие связной речи посредством игр с куклами-персонажами, изготовленными руками детей.
Задачи, позволяющие реализовать цель, следующие:
1. Создать условия для полноценной речевой, коммуникативной и творческой деятельности.
2. Обучить детей изготовлению кукол-персонажей, облегчающих речевое взаимодействие дошкольников.
3. Развивать умение вступать в диалог разнообразными речевыми средствами, используя кукол-персонажей.
4. Расширять и активизировать словарный запас, развивать способность к построению развёрнутого высказывания, совершенствовать грамматический строй речи.
5. Способствовать развитию навыков выразительной речи в ролевых диалогах кукол-персонажей (владение интонацией, мимикой, жестами, силой, тембром голоса).
Задачи реализуются постепенно через ряд этапов.
1 этап – формулировка проблемы, цели и задач, входная диагностика, разработка алгоритма работы использования кукол-персонажей в работе по развитию связной речи;
2 этап – накопление опыта работы по развитию связной речи с использованием ознакомления с художественными произведениями, кукол-персонажей и театрализации произведений в форме диалогов между ними;
3 этап – совершенствование навыков связной речи посредством диалогов кукол-персонажей, обобщение полученного опыта, итоговая диагностика.
Работа осуществляется в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. При общем недоразвитии речи (ОНР) у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Дети имеют трудности в монологической связной речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Есть у них и затруднения в диалогической форме речи, которые проявляются не только при ответах на вопросы собеседника, но и при их формулировании. Речевые проблемы накладывают отпечаток на формирование личности детей. У них наблюдается пониженный фон настроения, неадекватная самооценка, тревожность, повышенная зависимость от окружающих, тенденции к ограничению социальных контактов.
В связи с этим мы считаем, что большинство детей с общим недоразвитием речи нуждается в создании специальных условий для овладения развёрнутой связной речью. Поэтому на первом этапе мы занимались поиском средств, чтобы облегчить формирование и развитие связной, прежде всего диалогической речи, как более доступной детям с ОНР. Таким средством для нас выступили куклы-персонажи. В нашем понимании куклы-персонажи — это куклы, изготовленные ребёнком самостоятельно или совместно с взрослым (педагогом или родителем, соответствующие сказочным персонажам. Использовали сказки «Спящая Красавица», «Дюймовочка», «Снежная королева», а также некоторые рассказы, например, рассказ Г. Скребицкого «Осень».
На данном этапе мы разработали алгоритм работы со сказкой и последующим изготовлением куклы-персонажа.
1. Совместное чтение сказки, произведения, беседы с детьми о прочитанном, просмотр мультфильмов по этой сказке, рисование иллюстраций).
2. Собственно работа со сказкой в форме её совместного «проживания» всеми участниками группы. В процесс «проживания» сказки включаются упражнения, направленные на обучение детей приёмам саморасслабления, тренировку отдельных групп мышц (напряжение и расслабление, развитие физиологического и речевого дыхания в сочетании с голосом и движениями; обогащение словарного запаса, умение свободно общаться друг с другом; развитие силы голоса, интонационной выразительности; развитие мелкой и общей моторики; развитие памяти и мышления, а также эмоционально-волевой сферы ребёнка.
3. Фиксирование эмоционального отклика ребёнка на произведение с помощью продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация).
4. Беседа о героях сказки, анализ поступков героев.
5. Выбор сказочного персонажа для будущего создания ролевого образа.
6. Организация творческой деятельности для изготовления куклы-персонажа. Куклы-персонажи изготавливаются из цветной бумаги, лоскутков ткани, пластиковой посуды, вязальных ниток, всевозможных бусинок, фломастеров и карандашей. Используются куклы как плоскостные, так и на основе конуса.
7. Введение ребёнка в ролевой образ посредством театрализованного действия с куклой-персонажем.
8. Организация диалога двух и нескольких детей по механизму идентификации с куклой-персонажем.
В процессе работы обязательно осуществляли подготовку не только детей, но и родителей к совместной творческой деятельности с детьми по изготовлению куклы-персонажа. В процессе самой деятельности родители советуют, помогают, выполняют самые трудные действия.
В процессе изготовления куклы-персонажа мы активизируем связную речь детей путём использования переносного значения слов, составления сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Дети учатся передавать собственные состояния и состояния героев музыкально-двигательными, художественно-изобразительными и психологическими средствами. Результатом разнообразных форм работы являются дополнительное эмоционально-чувственное проживание сказки, повышение уровня навыков речевого общения, приобщение детей к нравственным поступкам по отношению друг к другу.
В процессе непосредственной образовательной деятельности, организуемой в группе, осуществляем совместно с учителем-логопедом работу, направленную на формирование эмоциональной лексики и развитие выразительных связных высказываний :
• формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов, называющих чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом (грусть, обида, радость и т. д.);
• формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок, квалифицирующих вещь, предмет, явление лексически с положительной или отрицательной стороны (вкусный, вкуснее, самый вкусный);
• формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов, передающих эмоциональное отношение путём морфологических преобразований (хитрый – прехитрый, вкусненький – превкусненький).
Активизация образной лексики детей в связной речи возможна при ознакомлении дошкольников с разными жанрами художественной литературы, в том числе с рассказами. Например, в рассказе Г. Скребицкого «Художница-Осень» предлагаются высказывания типа «Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной, а листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки». Знакомство детей с художественными образами может происходить и в стихотворной форме, например, через стихотворение Ф. Тютчева «Зимний лес» : колдун, заколдованная, колдовать, околдовать, чародеи, очаровывать, очарованный, чародейка-зима; лес, околдованный чародейкою-зимою.
Самый важный этап работы — это организация диалога посредством кукол-персонажей, с которыми идентифицируют себя дети. Главное при этом совершенствовать речевые навыки, необходимые для диалогического общения: умение вступать в разговор, поддерживать его, подбирать слова и фразы в соответствии с ситуацией. При этом мы формируем у детей коммуникативно-речевые умения.
В начале театрализованного диалога мы используем ритуал-игру, направленную на снятие эмоционального напряжения, развитие доверия друг к другу, приём вхождения в сказку. Зная содержание сказки и сюжетные линии героев дети вступают в диалог. Эффективность общения предопределяется эмоциональной окрашенностью речи : мимика, жесты, позы, изменение интонации, что позволяет каждому ребёнку передавать характер персонажа и свои переживания, связанные с ним и его поступками. При этом совершенствуются речевые навыки, необходимые как для диалогического, так и монологического общения. Помогаем детям связно выстраивать высказывание, соблюдать его структуру, использовать разнообразную лексику (в том числе эмоционально-образную) и средства связи в предложении. Поощряем использование в речи эпитетов и сравнений, знакомых пословиц, поговорок, словесное творчество.
На втором этапе мы совершенствовали работу над связной речью детей. Развивали у них художественно-речевые способности с помощью драматизации сказок, старались опосредованно через кукол-персонажей научить их имитировать действия и передавать слова героев. Поощряли самостоятельные игры с куклами-персонажами, самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. Обучаясь диалогу, одновременно обогащали у детей словарный запас, совершенствовали речевые навыки, вызывали эмоциональный отклик на игру, способствовали развитию памяти и воображения.
Особая работа проводилась нами по развитию умения использовать средства выразительности – интонацию, мимику, соответствующие персонажу голосовые характеристики. Дети стали в игре более раскованными, передавали в речи ролевые диалоги кукол-персонажей. В эмоциональном отношении речь звучит то радостно, то печально, то жалобно, в зависимости от ситуаций, в которых находятся персонажи.
Нами были подготовлены игровые театрализованные спектакли с использованием кукол-персонажей. Изготовленные руками самих детей и их родителей куклы-персонажи помогали детям ярче и правильнее воспринимать содержание сказки, характер героя. Они становились как участниками, так и зрителями. Мы заметили живой интерес при распределении ролей и при выполнении театрализованных действий. Дети были полны радостными эмоциями и впечатлениями, и охотно делились ими с другими детьми и с родителями. По окончании представления обязательно поощряли речевые умения детей, их уверенность при выступлении на публике, это благотворно влияло на их личностное развитие.
Вся работа осуществлялась совместными усилиями с учителем-логопедом. Были проведены различные формы непосредственной образовательной деятельности, где воспитатель и учитель-логопед брал на себя определённую часть работы. Работа по развитию речевых диалогических умений осуществлялась учителем-логопедом, а воспитатель организовывала изготовление кукол-персонажей.