МААМ-картинки

Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Анастасия Мирошниченко
Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Консультация для родителей

«Развитие речи младших дошкольников

в условиях семьи и детского сада»

Компасом для данной консультации будут служить следующие строки.

Прекрасна речь, когда она, как

руче к,

Бежит среди камней чиста,

нетороплива,

И ты готов внимать е поток

И восклицать: - О! Как же ты

красива.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада“» размещена в разделах

Продолжите, пожалуйста,

фразу: «Мой реб нок начал говорить…»

Чьи-то ответы покажут, что некоторые дети начали говорить в период с2 до 3

лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка речевого развития.

А у других - что их дети начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до года 2

мес. Это является физиологической нормой.

Игра «Вопрос – ответ»

А сейчас попытайтесь ответить на вопросы.

- Вы заинтересованы в том, чтобы ваш реб нок говорил правильно?

- Вы считаете, что ваш реб нок говорит чисто, внятно, правильно?

В этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не

сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.

- Кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения,

заучивает их; читает рассказы и сказки и вед т беседу о прочитанном

произведении?

В нашей группе не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с

произведениями художественной литературы.

- Для чего нам нужна речь?

• общаться друг с другом;

• благодарить любимых (маму, папу, дедушку, бабушку);

• оригинально выражать свои мысли; быть успешным на работе;

• рассказывать прекрасные стихи; петь задушевные песни.

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в

дошкольном возрасте по двум направлениям:

во-первых, совершенствуется е практическое употребление в процессе

общения реб нка с взрослыми и сверстниками;

во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных

процессов и превращается в орудие мышления.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и

правилами родного языка, определ нными для каждого возраста, а также

развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности

общаться. Сам реб нок овладевает речью только в процессе общения с

взрослыми.

Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые

факторы успешного речевого развития реб нка и прокомментировать свой

выбор.

1. Эмоциональное общение родителей с реб нком с момента рождения.

2. Общение реб нка с другими детьми.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

4. Развитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с реб нком взрослых и друзей.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию

реб нка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его

грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и

эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет

возможности и для нравственного воспитания.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как

стержень полноценного формирования личности реб нка, который

представляет большие возможности для решения многих задач умственного,

эстетического и нравственного воспитания.

Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны

решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны

заниматься с реб нком?

• Воспитание звуковой культуры речи.

• Формирование грамматического строя речи.

• Обогащение словарного запаса.

• Обучение рассказыванию, связной речи.

Развитие выразительности речи.

Работа по развитию речи реб нка в д/с осуществляется в разных видах

деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на

других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в

повседневной жизни

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет

обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей

жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные

возможности для развития и воспитания каждого реб нка. Отправляясь с

реб нком на прогулку мы можем:

- поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на

небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую

одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;

- в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и

повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений,

который нас окружает;

- загадать загадку и найти отгадку;

- поискать приметы времени года;

- познакомить реб нка с народными пословицами и приметами;

- прочитать стихотворение, вспомнить песенку;

- поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: «С

какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», и т. д.

Но мы, взрослые, сами должны видеть окружающий мир, чтобы научить

и реб нка видеть, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь

вс живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

Освоение ребенком речи во всем ее богатстве и красочности немыслимо без

знакомства с народными пословицами и поговорками.

К. Д. Ушинский справедливо отмечал, что

пословицы имеют большое значение при

первоначальном обучении диалогической

речи, во – первых, из–за своей формы, во –

вторых, из – за своего содержания.

Пословица легче ложится в память.

Потешка - жанр устного народного

творчества. Она исполняется в процессе

действий, выполняемых маленьким

ребенком вместе с взрослым. Она, прежде

всего, учит маленького ребенка понимать

человеческую речь и учит выполнять

различные жесты, движения, которым руководит слово. Слово в потешке,

хотя и неразрывно связано с жестом, является главным, ведет за собой жест

(в отличие от считалки, где жест важнее слова). Слово взрослого дает

команду, а ребенок должен под эту команду сделать какие-то движения.

Например, в известной потешке «ладушки», как только взрослый скажет это

слово, ребенок должен хлопнуть в ладоши, а при словах «на головку сели» -

положить ручки на головку. Постепенно ребенок овладевает речью и

начинает сам себе давать команды. А какой малыш любит умываться или

расчесывать волосы? И тут на помощь приходит потешка. Ведь намного

интереснее умываться, когда тебе говорят: «Водичка, водичка, умой мое

личико…» Или вытерпеть расчесывание длинных волос, если тебе

приговаривают: «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса…» Но потешка

не только учит движениям, она и воспитывает, учит малышей понимать «что

такое хорошо» и «что такое плохо». Потешка вводит ребенка в мир, учит его

жить, учит весело. Можно сказать, что она - это веселая народная школа для

самых маленьких.

Прибаутка - шутливое народное приговорочное выражение, острое

или забавное слово, забавное сочетание слов, полное безобидного юмора.

Прибаутка может существовать и как короткий рассказ в виде расширенной

поговорки, может вплетаться в качестве самостоятельного произведения в

устный рассказ, сказку, диалогическую речь.

Народная поговорка – это распространенные образные выражения

образные выражения, метко определяющие какое – либо жизненное явление.

В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного

смысла. Также к видам художественной литературы относится

Загадка – это высокая поэзия открывается в самых прозаических вещах

и предметах. Множество загадок иронически и шутливы: «СтоитФедосья,

растрепаны волосья».

Стихотворение - развивает память, обогащает речь детей

устойчивыми словосочетаниями. Дети очень любят слушать и быстро

запоминают стишки и песенки. Это также существенный показатель развития

их мышления, памяти и, конечно же, речи, причем речи диалогической,

эмоциональной. К сожалению, в последнее время из нашей речи уходят эти

прекрасные образцы народного творчества, известные еще нашим бабушкам

и прабабушкам.

Рассказы - для детей на сегодняшний день являются, пожалуй, самым

распространенным видом художественной литературы. Это объясняется

несколькими причинами. Во-первых, дети проще воспринимают именно

короткие произведения, ведь во время слушания или прочтения рассказов

для детей, малыши младшего возраста не успевают устать. Во-вторых,

рассказы для детей можно писать о чем угодно, особо не придумывая

огромный мир и сложные сюжеты. Темы рассказов могут быть весьма

разнообразными, повествующими о разнообразных аспектах мира.

Сказки - это волшебный мир, благодаря которому реб нок учиться

открывать сво сердце. Это один из самых приятных и интересных способов

развить реб нка. Сказка развивает фантазию ребенка, прививает добро,

любовь, смелость, романтизм, готовность принимать любые изменения

пространства вокруг, раскрывают перед детьми меткость и выразительность

языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными

выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность,

особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы

заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей

первенствующего значения. Распространенный вид сказок, который рано

становится известным ребенку, - сказки о животных, а также волшебные и

бытовые сказки. Этот сказочный мир будит, побуждает и развивает речь.

«Читать – это ещ ничего не значит; что читать и как понимать

читаемое – вот в ч м главное дело! Одно и то же произведение дети любят

слушать несколько раз.

1. Спрашивайте, о ч м говорится, что происходит с главными героями;

2. Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию;

передавая содержание, реб нок учится ч тко, точно, полно, последовательно

излагать свои мысли;

3. Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.

Как сделать чтение книг реб нку более полезным и интересным?

Что нужно, для того чтобы реб нок активно участвовал в этом процессе?

- Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать

умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные

вопросы, например: «Если бы Ал нушке с Иванушкой пришлось идти за

водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как

огромный дом или маленькая, как муравейник?» «Какого цвета у них было

вед рко?».

-Озвучьте рассказ. Придумайте вместе с реб нком, какие звуки

присутствуют в сказку, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер

в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают птицы и звери.

-Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему

реб нку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он,

например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о

тр х медведях или как дед тащил репку.

-Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или

страниц известной реб нку сказки или рассказа, а потом попросите его

придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение реб нка,

а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать

решения в различных ситуациях.

- Загадайте загадки по сказкам.

-В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый

театр: нарисуйте рожицы

фломастерами на пальцах или

отрежьте пальчики от старой

перчатки и украсьте их глазками и

ушками. Если любите вязать

крючком, то сделать несколько

маленьких игрушек вам не составит

труда.

Можно сшить героев сказки из

фетра или лоскутов ткани, а можно

даже склеить из бумаги - ребенок будет рад любому варианту. Разыграйте

колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.

А можно придумать с реб нком свою сказку.

Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое

влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Знаменитый русский

физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова

учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

Апельсин.

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один. (Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в

кулаки.)

Эта долька - для ежа.

Эта долька - для стрижа.

Эта долька - для утят.

Эта долька - для котят.

Эта долька - для бобра. (По очереди загибают пальцы, начиная с

большого.)

А для волка - кожура. (Сжимают пальцы обеих рук в кулаки)

Он сердит на нас - беда;

Разбегайтесь – Кто куда! (Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)

Дом и ворота.

На поляне дом стоит,

(Изобразить крышу дома пальцами правой и левой рук,

соприкасающимися друг с другом)

Ну, а к дому путь закрыт.

(Развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с

другом)

Мы ворота открываем,

(Развернуть ладони параллельно друг другу)

В тот домик приглашаем.

(Изобразить крышу дома)

Нередко реб нок неправильно произносит те или иные звуки, потому

что у него пока ещ «непослушный язычок» Есть простые упражнения,

помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика

выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести

с родителями артикуляционную гимнастику)

«Как едет лошадка» Предложите

реб нку пощ лкать язычком,

прижимая кончик к верхним зубам.

Для имитации звука придумайте

игру, например: «Вот ид т лошадка,

цокает копытцами: цок – цок-цок.

Слышишь, она побежала. А теперь

она бежит быстро – быстро!»

Реб нок щ лкает язычком, ускоряя

темп.

«Сердитый индюк» Пусть реб нок вообразит себя рассерженным

индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки

«бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся

губы, активизируется работа лицевых мышц.

Можно сделать массаж язычку:

«покусываем язычок»,

«язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,

• расслабить язык, «наказать непослушный язычок».

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение

детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не

заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя

речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь

придут игры. (Провести с родителями игры на звукопроизношение)

Речевая игра «Вьюга» (показать картинку, на которой нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» - реб нок тихо говорит «У-У-У…»; по сигналу:

«сильная вьюга» - говорит громче; по сигналу- «вьюга кончается» говорит

тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкает.

Речевая игра «Насос» Предлагаем реб нку взять насос и накачать

велосипедные шины. Реб нок, подражая действию насоса произносит звук

«С-С-С…».

Чистоговорки:

Вы можете и сами могут придумывать шутливые фразы, типа:

"да-да-да - в огороде лебеда",

"ду-ду-ду - растут яблоки в саду",

"ша-ша-ша - принесли домой ерша"

"ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"

"жа-жа-жа - есть иголки у ежа"

"чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"

"жу-жу-жу - я на солнышке лежу". ну и так далее.

В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом

и звуком.

Словесная игра «Почемучка»

Определите, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самол т,

мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад.

Чтобы правильно развивать речь реб нка, нужно придерживаться

некоторых советов:

• Речь взрослых должна быть ч ткой, неторопливой, грамматически и

фонематически правильно оформленной, не следует искажать слова,

имитировать детскую речь : никакого сюсюканья, подделывания под лепет

детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но

языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.

• Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в

предложении, поправляйте реб нка (исправляйте допущенные ошибки) .

• Играя с реб нком, упражняйте его в согласовывании им н

существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите

куклу и спросите: «Кто к нам приехал?» и, реб нок да т полный ответ: «К

нам в гости приехала кукла».

• Используйте игрушку для обучения предлогам. (Реб нок отвечает на

вопрос «Где игрушка?», используя предлоги.

• Учите реб нка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно

поставить яркую игрушку перед реб нком, предложить е рассмотреть, затем

задать вопросы.

- Что это? (Кто это)

-Какого цвета?

- Что есть у зайки? (Что это у зайки)

- Как можно назвать зайку?

- Что можно с ним делать?

Поощряйте в семье занятия реб нка лепкой, рисованием,

конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры:

словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как

стержень полноценного формирования личности реб нка, который

представляет большие возможности для решения многих задач умственного,

эстетического и нравственного воспитания.

Публикации по теме:

Развитие национального сознания детей в условиях детского сада «Развитие национального сознания детей в условиях детского сада». В многонациональном российском обществе всегда проявлялся интерес к национальной.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях»Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях» Консультация для родителей "Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях". «Истоки способностей и дарований детей находятся.

Консультация для родителей «Сотрудничество детского сада и семьи» Новый тип взаимосвязи детского сада и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного воспитания. По всем законодательным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»
Опубликовано: 29 апреля 2024 в 11:58
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД