Анастасия Мирошниченко
Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи младших дошкольников
в условиях семьи и детского сада»
Компасом для данной консультации будут служить следующие строки.
Прекрасна речь, когда она, как
руче к,
Бежит среди камней чиста,
нетороплива,
И ты готов внимать е поток
И восклицать: - О! Как же ты
красива.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
Продолжите, пожалуйста,
фразу: «Мой реб нок начал говорить…»
Чьи-то ответы покажут, что некоторые дети начали говорить в период с2 до 3
лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка речевого развития.
А у других - что их дети начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до года 2
мес. Это является физиологической нормой.
Игра «Вопрос – ответ»
А сейчас попытайтесь ответить на вопросы.
- Вы заинтересованы в том, чтобы ваш реб нок говорил правильно?
- Вы считаете, что ваш реб нок говорит чисто, внятно, правильно?
В этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не
сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.
- Кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения,
заучивает их; читает рассказы и сказки и вед т беседу о прочитанном
произведении?
В нашей группе не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с
произведениями художественной литературы.
- Для чего нам нужна речь?
• общаться друг с другом;
• благодарить любимых (маму, папу, дедушку, бабушку);
• оригинально выражать свои мысли; быть успешным на работе;
• рассказывать прекрасные стихи; петь задушевные песни.
Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в
дошкольном возрасте по двум направлениям:
во-первых, совершенствуется е практическое употребление в процессе
общения реб нка с взрослыми и сверстниками;
во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных
процессов и превращается в орудие мышления.
Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и
правилами родного языка, определ нными для каждого возраста, а также
развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности
общаться. Сам реб нок овладевает речью только в процессе общения с
взрослыми.
Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые
факторы успешного речевого развития реб нка и прокомментировать свой
выбор.
1. Эмоциональное общение родителей с реб нком с момента рождения.
2. Общение реб нка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с реб нком взрослых и друзей.
Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию
реб нка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его
грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и
эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет
возможности и для нравственного воспитания.
Таким образом, овладение родным языком рассматривается как
стержень полноценного формирования личности реб нка, который
представляет большие возможности для решения многих задач умственного,
эстетического и нравственного воспитания.
Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны
решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны
заниматься с реб нком?
• Воспитание звуковой культуры речи.
• Формирование грамматического строя речи.
• Обогащение словарного запаса.
• Обучение рассказыванию, связной речи.
• Развитие выразительности речи.
Работа по развитию речи реб нка в д/с осуществляется в разных видах
деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на
других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в
повседневной жизни
Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет
обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей
жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные
возможности для развития и воспитания каждого реб нка. Отправляясь с
реб нком на прогулку мы можем:
- поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на
небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую
одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;
- в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и
повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений,
который нас окружает;
- загадать загадку и найти отгадку;
- поискать приметы времени года;
- познакомить реб нка с народными пословицами и приметами;
- прочитать стихотворение, вспомнить песенку;
- поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: «С
какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», и т. д.
Но мы, взрослые, сами должны видеть окружающий мир, чтобы научить
и реб нка видеть, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь
вс живое, а свои чувства уметь высказывать словами.
Освоение ребенком речи во всем ее богатстве и красочности немыслимо без
знакомства с народными пословицами и поговорками.
К. Д. Ушинский справедливо отмечал, что
пословицы имеют большое значение при
первоначальном обучении диалогической
речи, во – первых, из–за своей формы, во –
вторых, из – за своего содержания.
Пословица легче ложится в память.
Потешка - жанр устного народного
творчества. Она исполняется в процессе
действий, выполняемых маленьким
ребенком вместе с взрослым. Она, прежде
всего, учит маленького ребенка понимать
человеческую речь и учит выполнять
различные жесты, движения, которым руководит слово. Слово в потешке,
хотя и неразрывно связано с жестом, является главным, ведет за собой жест
(в отличие от считалки, где жест важнее слова). Слово взрослого дает
команду, а ребенок должен под эту команду сделать какие-то движения.
Например, в известной потешке «ладушки», как только взрослый скажет это
слово, ребенок должен хлопнуть в ладоши, а при словах «на головку сели» -
положить ручки на головку. Постепенно ребенок овладевает речью и
начинает сам себе давать команды. А какой малыш любит умываться или
расчесывать волосы? И тут на помощь приходит потешка. Ведь намного
интереснее умываться, когда тебе говорят: «Водичка, водичка, умой мое
личико…» Или вытерпеть расчесывание длинных волос, если тебе
приговаривают: «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса…» Но потешка
не только учит движениям, она и воспитывает, учит малышей понимать «что
такое хорошо» и «что такое плохо». Потешка вводит ребенка в мир, учит его
жить, учит весело. Можно сказать, что она - это веселая народная школа для
самых маленьких.
Прибаутка - шутливое народное приговорочное выражение, острое
или забавное слово, забавное сочетание слов, полное безобидного юмора.
Прибаутка может существовать и как короткий рассказ в виде расширенной
поговорки, может вплетаться в качестве самостоятельного произведения в
устный рассказ, сказку, диалогическую речь.
Народная поговорка – это распространенные образные выражения
образные выражения, метко определяющие какое – либо жизненное явление.
В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного
смысла. Также к видам художественной литературы относится
Загадка – это высокая поэзия открывается в самых прозаических вещах
и предметах. Множество загадок иронически и шутливы: «СтоитФедосья,
растрепаны волосья».
Стихотворение - развивает память, обогащает речь детей
устойчивыми словосочетаниями. Дети очень любят слушать и быстро
запоминают стишки и песенки. Это также существенный показатель развития
их мышления, памяти и, конечно же, речи, причем речи диалогической,
эмоциональной. К сожалению, в последнее время из нашей речи уходят эти
прекрасные образцы народного творчества, известные еще нашим бабушкам
и прабабушкам.
Рассказы - для детей на сегодняшний день являются, пожалуй, самым
распространенным видом художественной литературы. Это объясняется
несколькими причинами. Во-первых, дети проще воспринимают именно
короткие произведения, ведь во время слушания или прочтения рассказов
для детей, малыши младшего возраста не успевают устать. Во-вторых,
рассказы для детей можно писать о чем угодно, особо не придумывая
огромный мир и сложные сюжеты. Темы рассказов могут быть весьма
разнообразными, повествующими о разнообразных аспектах мира.
Сказки - это волшебный мир, благодаря которому реб нок учиться
открывать сво сердце. Это один из самых приятных и интересных способов
развить реб нка. Сказка развивает фантазию ребенка, прививает добро,
любовь, смелость, романтизм, готовность принимать любые изменения
пространства вокруг, раскрывают перед детьми меткость и выразительность
языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными
выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность,
особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы
заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей
первенствующего значения. Распространенный вид сказок, который рано
становится известным ребенку, - сказки о животных, а также волшебные и
бытовые сказки. Этот сказочный мир будит, побуждает и развивает речь.
«Читать – это ещ ничего не значит; что читать и как понимать
читаемое – вот в ч м главное дело! Одно и то же произведение дети любят
слушать несколько раз.
1. Спрашивайте, о ч м говорится, что происходит с главными героями;
2. Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию;
передавая содержание, реб нок учится ч тко, точно, полно, последовательно
излагать свои мысли;
3. Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.
Как сделать чтение книг реб нку более полезным и интересным?
Что нужно, для того чтобы реб нок активно участвовал в этом процессе?
- Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать
умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные
вопросы, например: «Если бы Ал нушке с Иванушкой пришлось идти за
водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как
огромный дом или маленькая, как муравейник?» «Какого цвета у них было
вед рко?».
-Озвучьте рассказ. Придумайте вместе с реб нком, какие звуки
присутствуют в сказку, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер
в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают птицы и звери.
-Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему
реб нку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он,
например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о
тр х медведях или как дед тащил репку.
-Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или
страниц известной реб нку сказки или рассказа, а потом попросите его
придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение реб нка,
а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать
решения в различных ситуациях.
- Загадайте загадки по сказкам.
-В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый
театр: нарисуйте рожицы
фломастерами на пальцах или
отрежьте пальчики от старой
перчатки и украсьте их глазками и
ушками. Если любите вязать
крючком, то сделать несколько
маленьких игрушек вам не составит
труда.
Можно сшить героев сказки из
фетра или лоскутов ткани, а можно
даже склеить из бумаги - ребенок будет рад любому варианту. Разыграйте
колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.
А можно придумать с реб нком свою сказку.
Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое
влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Знаменитый русский
физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова
учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Апельсин.
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один. (Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в
кулаки.)
Эта долька - для ежа.
Эта долька - для стрижа.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для котят.
Эта долька - для бобра. (По очереди загибают пальцы, начиная с
большого.)
А для волка - кожура. (Сжимают пальцы обеих рук в кулаки)
Он сердит на нас - беда;
Разбегайтесь – Кто куда! (Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)
Дом и ворота.
На поляне дом стоит,
(Изобразить крышу дома пальцами правой и левой рук,
соприкасающимися друг с другом)
Ну, а к дому путь закрыт.
(Развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с
другом)
Мы ворота открываем,
(Развернуть ладони параллельно друг другу)
В тот домик приглашаем.
(Изобразить крышу дома)
Нередко реб нок неправильно произносит те или иные звуки, потому
что у него пока ещ «непослушный язычок» Есть простые упражнения,
помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика
выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести
с родителями артикуляционную гимнастику)
«Как едет лошадка» Предложите
реб нку пощ лкать язычком,
прижимая кончик к верхним зубам.
Для имитации звука придумайте
игру, например: «Вот ид т лошадка,
цокает копытцами: цок – цок-цок.
Слышишь, она побежала. А теперь
она бежит быстро – быстро!»
Реб нок щ лкает язычком, ускоряя
темп.
«Сердитый индюк» Пусть реб нок вообразит себя рассерженным
индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки
«бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся
губы, активизируется работа лицевых мышц.
Можно сделать массаж язычку:
• «покусываем язычок»,
• «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,
• расслабить язык, «наказать непослушный язычок».
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение
детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не
заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя
речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь
придут игры. (Провести с родителями игры на звукопроизношение)
Речевая игра «Вьюга» (показать картинку, на которой нарисована вьюга)
«Вьюга начинается» - реб нок тихо говорит «У-У-У…»; по сигналу:
«сильная вьюга» - говорит громче; по сигналу- «вьюга кончается» говорит
тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкает.
Речевая игра «Насос» Предлагаем реб нку взять насос и накачать
велосипедные шины. Реб нок, подражая действию насоса произносит звук
«С-С-С…».
Чистоговорки:
Вы можете и сами могут придумывать шутливые фразы, типа:
"да-да-да - в огороде лебеда",
"ду-ду-ду - растут яблоки в саду",
"ша-ша-ша - принесли домой ерша"
"ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"
"жа-жа-жа - есть иголки у ежа"
"чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"
"жу-жу-жу - я на солнышке лежу". ну и так далее.
В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом
и звуком.
Словесная игра «Почемучка»
Определите, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самол т,
мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад.
Чтобы правильно развивать речь реб нка, нужно придерживаться
некоторых советов:
• Речь взрослых должна быть ч ткой, неторопливой, грамматически и
фонематически правильно оформленной, не следует искажать слова,
имитировать детскую речь : никакого сюсюканья, подделывания под лепет
детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но
языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.
• Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в
предложении, поправляйте реб нка (исправляйте допущенные ошибки) .
• Играя с реб нком, упражняйте его в согласовывании им н
существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите
куклу и спросите: «Кто к нам приехал?» и, реб нок да т полный ответ: «К
нам в гости приехала кукла».
• Используйте игрушку для обучения предлогам. (Реб нок отвечает на
вопрос «Где игрушка?», используя предлоги.
• Учите реб нка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно
поставить яркую игрушку перед реб нком, предложить е рассмотреть, затем
задать вопросы.
- Что это? (Кто это)
-Какого цвета?
- Что есть у зайки? (Что это у зайки)
- Как можно назвать зайку?
- Что можно с ним делать?
Поощряйте в семье занятия реб нка лепкой, рисованием,
конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры:
словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.
Таким образом, овладение родным языком рассматривается как
стержень полноценного формирования личности реб нка, который
представляет большие возможности для решения многих задач умственного,
эстетического и нравственного воспитания.