МААМ-картинки

Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий

Марина Горелова
Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.

В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

Публикация «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий» размещена в разделах

В речи детей существуют множество проблем:

- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

В соответствии с ФГОС ДО, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.

Актуальность и обозначенная проблема определили направление и тему исследования: «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».

Предмет исследования: игровые технологии, как средство обучения связной речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать методическую и педагогическую литературу по направлению работы;

2. Создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую развитию связной речи детей;

3. Разработать дидактические и методические материалы по речевому развитию детей дошкольного возраста.

4. Проследить эффективность использования пальчиковых игр и игровых технологий, направленных на развитие связной речи детей дошкольного возраста.

Методы исследования:

Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования. Обобщение систематизация материала по речевому развитию.

Эмпирические: наблюдение, педагогическая диагностика, описание работы, составление аналитического отчёта.

1. Методологические основы

Понятие «современные игровые технологии» в развитии речи включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством разностороннего воспитания ребенка.

Практически все задачи речевого развития детей-дошкольников реализовывались на основе театрализованной игры, когда ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются: игры – имитации; ролевые; инсценировки произведений; игры – импровизации.

Пальчиковые игры являлись средством для переключения детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной; стимулирует слуховое восприятие, способствует развитию мелкой моторики рук и связной речи детей дошкольного возраста.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Для опосредованного запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы.

Таким образом, можно сделать выводы, что развитие речи с использованием игровых технологий дает большой результат. Наблюдается желание детей участвовать в процессе общения, активизируется мыслительная деятельность, обогащается словарный запас детей, развивается умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания, делать умозаключения.

1.2. Влияние педагогической деятельности на развитие связной речи детей

Организовала речевой центр «Будем говорить правильно», который пополнила методическими пособиями, дидактическими и настольно-печатными играми, направленными на развитие связной речи детей дошкольного возраста, формированию правильного звукопроизношения, расширение словаря: «Чудесный мешочек», «Кого не стало?», «Что для чего?», «Один - много», «Кто между кем?», «Собери картинку», «Мамы и малыши», «Составь рассказ по картинке», «Кто что ест?».

Создала картотеку пальчиковых игр по темам календарно-тематического планирования.

Созданы центры «Здравствуй, книжка» и «Играем в театр».

Книжный уголок пополняется художественной литературой согласно темам календарно - тематического планирования: стихи, сказки, рассказы, детские энциклопедии, справочная литература. Оформляются авторские выставки по литературным произведениям писателей и поэтов.

Изготовлены маски, костюмы, атрибуты для разыгрывания сказок, разные виды театров. Для развития движений хорошим средством является «Пальчиковый театр».

С помощью родителей изготовили пальчиковый театр из бумаги : «Репка»», «Колобок».

В свободное время были проведены эти пальчиковые театры, были составлены с детьми новые сказки с использованием героев из разных сказок.

Были выложены игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень.

Кроме игр и упражнений развитию ручной умелости способствуют так же различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликация в нетрадиционной форме, лепка с использованием нетрадиционных материалов, конструирование и т. д., поэтому, были составлены конспекты НОД по продуктивной деятельности (Лепка с использованием природных материалов (семечки арбуза, крупа, скорлупа от фисташек, семечки подсолнечника, рисование (пальчиками, ладошкой, ватными палочками, поролоновыми губками, аппликация из бумажных салфеток методом обрывания и скатывания. Проведены НОД по конструированию из бумаги, а также проведены упражнения в обводе контуров предметов, рисование по трафаретам, закрашивание контурных предметов.

Таким образом, речевой центр способствует расширению связной речи детей дошкольного возраста в свободной игровой деятельности.

Итогом педагогической диагностики за 2021- 2022 уч. г. на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования и учебно-методического комплекта образовательной программы «От рождения до школы», авторы Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева являются стабильные результаты освоения основной образовательной программы дошкольного образования: в области «Речевое развитие»развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи : 50%; развитие звуковой речи, фонематического слуха: 48%; в области «Социально-коммуникативное развитие»развитие общения и взаимодействия ребё нка со взрослыми и сверстниками:56%; умение подчиняться правилам и социальным нормам:60%.

Достичь качественного результата стало возможно лишь при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Для родителей группы были представлены письменные консультации: «Для чего нужны пальчиковые игры? Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей. Для чего нужна пальчиковая гимнастика? Ум на кончиках пальцев. Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста. Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей

Также были проведены индивидуальные беседы с родителями, изготовлены буклеты для родителей: «Пальчиковая гимнастика дома», «Пальчиковая гимнастика для детей».

В результате работы по этой теме дети стали более общительные, пальчики становятся более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, дети овладевают сложными упражнениями, речь детей начала развиваться интенсивнее. Родители стали активнее, обращаются за советами, рекомендациями.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков детей помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.

Публикации по теме:

«Пришла весна». Коллективная работа детей младшей группы с использованием нетрадиционных техник в творчестве«Пришла весна». Коллективная работа детей младшей группы с использованием нетрадиционных техник в творчестве Добрый день, уважаемые коллеги и гости моего блога. Вот уже идёт второй месяц весны. Правда на улице ещё прохладно, но природа потихонечку.

Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работеРазвитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работе Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий Введение В соответствии с федеральными государственными образовательными.

Конспект интегрированной НОД для младшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий «В гости к Лету»Конспект интегрированной НОД для младшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий «В гости к Лету» Конспект интегрированной НОД для младшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий «В гости к Лету» Цель: обобщить представления.

Конспект комплексного занятия для детей младшей группы с использованием здоровье — сберегающих технологийКонспект комплексного занятия для детей младшей группы с использованием здоровье — сберегающих технологий h3]Конспект комплексного занятия для детей младшей группы с использованием здоровье - сберегающих технологий[/h3] Тема: «Веселое путешествие».

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий для младшей группы «Кукла заболела» Конспект НОД на тему: «Кукла заболела» Цель: формирование представлений о здоровом образе жизни. Задачи: дать представление о способах укрепления.

Конспект занятия по развитию речи с применением здоровьесберегающих технологий и мнемокартинок, детям младшей группы Скляр Юлия Вадимовна Конспект занятия по развитию речи в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий и мнемокартинок.

Конспект занятия по развитию речи «В гостях у сказки с использованием инновационных технологий» во второй младшей группеКонспект занятия по развитию речи «В гостях у сказки с использованием инновационных технологий» во второй младшей группе Цель: Развитие связной речи, активности, самостоятельность, закрепить названия сказок, и их главных героев. Задачи: Образовательные: Расширять.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологийРазвитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий Опыт работы в группе младшего возраста "Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий. " Составила: Гордынская К. И.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий
Опубликовано: 17 июля 2023 в 11:02
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий» (включая файлы) размещена пользователем Марина Горелова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД