Марина Горелова
Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.
В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
Публикация «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В речи детей существуют множество проблем:
- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
В соответствии с ФГОС ДО, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.
Актуальность и обозначенная проблема определили направление и тему исследования: «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».
Предмет исследования: игровые технологии, как средство обучения связной речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать методическую и педагогическую литературу по направлению работы;
2. Создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую развитию связной речи детей;
3. Разработать дидактические и методические материалы по речевому развитию детей дошкольного возраста.
4. Проследить эффективность использования пальчиковых игр и игровых технологий, направленных на развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования. Обобщение систематизация материала по речевому развитию.
Эмпирические: наблюдение, педагогическая диагностика, описание работы, составление аналитического отчёта.
1. Методологические основы
Понятие «современные игровые технологии» в развитии речи включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством разностороннего воспитания ребенка.
Практически все задачи речевого развития детей-дошкольников реализовывались на основе театрализованной игры, когда ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются: игры – имитации; ролевые; инсценировки произведений; игры – импровизации.
Пальчиковые игры являлись средством для переключения детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной; стимулирует слуховое восприятие, способствует развитию мелкой моторики рук и связной речи детей дошкольного возраста.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Для опосредованного запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы.
Таким образом, можно сделать выводы, что развитие речи с использованием игровых технологий дает большой результат. Наблюдается желание детей участвовать в процессе общения, активизируется мыслительная деятельность, обогащается словарный запас детей, развивается умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания, делать умозаключения.
1.2. Влияние педагогической деятельности на развитие связной речи детей
Организовала речевой центр «Будем говорить правильно», который пополнила методическими пособиями, дидактическими и настольно-печатными играми, направленными на развитие связной речи детей дошкольного возраста, формированию правильного звукопроизношения, расширение словаря: «Чудесный мешочек», «Кого не стало?», «Что для чего?», «Один - много», «Кто между кем?», «Собери картинку», «Мамы и малыши», «Составь рассказ по картинке», «Кто что ест?».
Создала картотеку пальчиковых игр по темам календарно-тематического планирования.
Созданы центры «Здравствуй, книжка» и «Играем в театр».
Книжный уголок пополняется художественной литературой согласно темам календарно - тематического планирования: стихи, сказки, рассказы, детские энциклопедии, справочная литература. Оформляются авторские выставки по литературным произведениям писателей и поэтов.
Изготовлены маски, костюмы, атрибуты для разыгрывания сказок, разные виды театров. Для развития движений хорошим средством является «Пальчиковый театр».
С помощью родителей изготовили пальчиковый театр из бумаги : «Репка»», «Колобок».
В свободное время были проведены эти пальчиковые театры, были составлены с детьми новые сказки с использованием героев из разных сказок.
Были выложены игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень.
Кроме игр и упражнений развитию ручной умелости способствуют так же различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликация в нетрадиционной форме, лепка с использованием нетрадиционных материалов, конструирование и т. д., поэтому, были составлены конспекты НОД по продуктивной деятельности (Лепка с использованием природных материалов (семечки арбуза, крупа, скорлупа от фисташек, семечки подсолнечника, рисование (пальчиками, ладошкой, ватными палочками, поролоновыми губками, аппликация из бумажных салфеток методом обрывания и скатывания. Проведены НОД по конструированию из бумаги, а также проведены упражнения в обводе контуров предметов, рисование по трафаретам, закрашивание контурных предметов.
Таким образом, речевой центр способствует расширению связной речи детей дошкольного возраста в свободной игровой деятельности.
Итогом педагогической диагностики за 2021- 2022 уч. г. на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования и учебно-методического комплекта образовательной программы «От рождения до школы», авторы Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева являются стабильные результаты освоения основной образовательной программы дошкольного образования: в области «Речевое развитие» — развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи : 50%; развитие звуковой речи, фонематического слуха: 48%; в области «Социально-коммуникативное развитие» — развитие общения и взаимодействия ребё нка со взрослыми и сверстниками:56%; умение подчиняться правилам и социальным нормам:60%.
Достичь качественного результата стало возможно лишь при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Для родителей группы были представлены письменные консультации: «Для чего нужны пальчиковые игры? Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей. Для чего нужна пальчиковая гимнастика? Ум на кончиках пальцев. Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста. Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей.»
Также были проведены индивидуальные беседы с родителями, изготовлены буклеты для родителей: «Пальчиковая гимнастика дома», «Пальчиковая гимнастика для детей».
В результате работы по этой теме дети стали более общительные, пальчики становятся более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, дети овладевают сложными упражнениями, речь детей начала развиваться интенсивнее. Родители стали активнее, обращаются за советами, рекомендациями.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков детей помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.