МААМ-картинки

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр

Мелихова Ирина Валерьевна
Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр

Представление, что при любом двигательном тренинге…упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов.

Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно влияют на развитие речи детей. С детства знакомые нам «Сорока-Ворона», «Этот пальчик…», «Коза рогатая» и другие пальчиковые игры являются важнейшим средством речевого развития детей.

Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр» размещена в разделах

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что развитию мелкой моторики уделяют внимание многие педагоги, психологи, логопеды. Такие авторы, как В. В. Цвынтарный, О. А. Новицкая, Ю. А. Соколова описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей. А. А. Хвостовцев, С. Е. Большакова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей дошкольного возраста. [9] М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. [5, с. 4] Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Тонкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь). [4, с. 3] По мнению сотрудников института физиологии детей и подростков АПН РФ, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой, происходит следующее: выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышая речевую активность детей, учат концентрировать и распределять внимание. Развивается память детей, воображение и фантазия. И в результате кисти рук и пальцы приобретают силу, гибкость, что в свою очередь облегчает овладением навыкам письма.

С какого возраста можно начинать выполнять пальчиковые упражнения? В Японии начинают выполнять пальчиковые упражнения с трехмесячного возраста. Другие специалисты советуют заниматься с 6–7 месяцев. Да и в более позднем возрасте эти занятия будут эффективны. Наш коллектив в своей работе с детьми по речевому развитию руководствуется следующими принципами: все упражнения выполняются медленно. Нужно следить, чтобы дети правильно выполняли пальчиковую гимнастику, при необходимости помогать. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем-другой, после этого — двумя руками (если не предусмотрено участие обеих рук сразу). Каждому упражнению соответствует свой рисунок для создания зрительного образца. Сначала мы показываем детям цветной рисунок и объясняем, как правильно должно выполняться данное упражнение, затем в надобность в объяснениях отпадает, мы лишь показываем картинку и называем упражнение, а дети сами его воспроизводят. Когда дети будут хорошо знать и выполнять все упражнения, можно выполнять игровые задания. Например: запомни и повтори движение по словесной инструкции или на счет «раз-два». Также с помощью рук можно рассказать сказку или интересную историю ребенка. Для этого задания мы совместно с детьми придумываем сказки, затем их показываем, детям очень нравится слушать такие забавные истории. Так нами были придуманы сказки «Путешествие мизинчика», «Волшебный платочек», «Пальчик-мальчик» и другие. Ребята часто повторяют их в свободной деятельности, добавляя все больше деталей, подробностей, развивая сюжет. Картинки, которые мы используем в своей работе, помогают нам при заучивании упражнений, развивают речь детей, воображение.

В своей группе мы постарались подобрать наглядный материал к большинству пальчиковых игр, разработали схемы для заучивания. Картинки к изучаемым играм всегда находятся в зоне доступа детей. Все игры и упражнения мы включаем в режимные моменты: во время умывания, в непосредственно-образовательной деятельности, при одевании и раздевании детей, на прогулке. В практике нашего детского сада мы используем следующие виды пальчиковых игр :

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. В группе есть разработанная картотека таких упражнений. Они заключаются в одновременном движении пальцев рук и повторении отдельных звуков и слогов: Па-та-па, ба-бо-ба, и другие.

– Игры-манипуляции. Для этих игр мы изготовили элементы из бумаги, ниток, ткани, картона. Они отражают простые сюжеты для детских манипуляций: шляпка, юбка, грибок и другие. С помощью таких игр воспитанники обогащают свой сенсорный опыт, развивают связную речь, фантазию, и особенно мелкую моторику.

Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. Ребята особенно любят играть с крупами, массажными мячиками, орехами, резинками для волос, пуговицами.

– Театр в руке. Совместно с родителями мы изготовили различные виды театров: шагающий, теневой, пальчиковый, на ложках, би-ба-бо. Дети учатся манипулировать с куклой, изменять тембр и высоту голоса, соотносить движение с речью, развивают моторику.

– Гимнастические пальчиковые игры. Подразумевают выполнение определенных движений под строчки стихотворения. Мы подобрали стихи и создали картотеку в соответствии с тематическим планированием нашего детского сада, на каждую тему по одной-две игры, которые мы разучиваем в начале недели и повторяем различных режимных моментах. Так, в рамках темы «Посуда» ребята выполняют пальчиковую гимнастику «Помощники», тема «Овощи» — гимнастика «Капуста», и т. д.

– Тактильные книжки. В рамках обогащения развивающей среды мы изготовили книжки-раскладушки, наполненные застежками, липучками, шнуровками, выполнены из разных тактильных материй, на разнообразные сюжетные темы: огород, парикмахерская, дом, мебель и другие. Благодаря таким играм у воспитанников развивается мелкая моторика, формируются обобщающие понятия, развивается связная речь.

Очень важно заинтересовать и увлечь темой пальчиковых игр родителей. В своей работе мы использовали разные формы работы: беседы, памятки, консультации, родительские собрания, на которых объясняли, как важно выполнять пальчиковые гимнастики не только в детском саду, но и дома, показывали как играть с детьми на мастер-классах, пополняли педагогический багаж родителей новыми стихотворениями. Спустя какое-то время родители стали замечать, что речь их детей стала более четкой, координация движений и тонкая моторика улучшились. Кроме того, выучив с детьми большое количество пальчиковых игр в стихах, родителям стало легче занять свое дитя в дороге, долгом ожидании в очереди, поднять настроение.

Выводы: подвести итог мы хотим словами известного педагога В. А. Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Пальчиковые игры и упражнения — это уникальное средство развития мелкой моторики рук и речи, пространственного и наглядно-действенного мышления, слухового и зрительного восприятия, произвольного и непроизвольного мышления, они расширяют словарь детей, кругозор, создают положительное эмоциональное состояние. Кроме того, игры с пальчиками помогают наладить близкий контакт с ребенком, поддержать эмоциональную связь. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. [7, с. 2] Пальчиковые игры очень нравятся детям дошкольного возраста и позволяют решить множество задач: от образовательных до оздоровительных.

Литература:

1. Косинова Е. М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Елена Косинова. — М. : Эксмо: ОЛИСС, 2011. Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». — М. : ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2011;

2. Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». — АСТ, 2013.

3. Анищенкова Е. С. «Речевая гимнастика для развития речи дошкольников». — Профиздат, 2011.

4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста». — М. : Просвещение, 2012.

5. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. «Наши пальчики играют». — СПб. : «Паритет», Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». — М. : «ГНОМ и Д», 2012;

6. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» : — М. : ООО «Издательство АСТ», 2011.

7. Узорова О. В. «Игры с пальчиками». — М. «Издательство АСТ», 2014. Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Карта инновационного проекта «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц» Карта к инновационному проекту Автор проекта: Корнеева Оксана Николаевна 1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ 1.1. Актуальность проекта Общение –.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 летРазвитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Развитие речи детей дошкольного возрастаРазвитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.

Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»,.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр
Опубликовано: 13 декабря 2019 в 12:10
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр» (включая файлы) размещена пользователем Мелихова Ирина Валерьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД