марина данилова
Консультация «Развитие ребенка от 3 до 5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст от трех до пяти лет называют средним дошкольным. Этот возраст считает самым благоприятным для развития восприятия и памяти ребенка.
В возрасте 3-4 лет, при нормативном развитии, восприятие носит предметный характер, свойства предмета не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок определяет не все свойства, а только наиболее яркие, например: трава — зеленая, лимон — кислый и желтый, сахар-сладкий, белый.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Влияние игровой и предметной деятельности помогает развиваться способности дошкольника отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. Сравнивая, измеряя и прикладывая предметы, ребенок 4-5 лет получает представление об основных геометрических фигурах; об основных цветах спектра; о параметрах величины; о времени и пространстве и т. д.
Особенностью внимания в этом возрасте является то, что оно не существует само по себе. Ребенок внимателен, когда он не просто смотрит, а рассматривает, когда не просто слышит, а слушает или прислушивается. Поэтому внимание иногда называют «рабочим состоянием сознания».
Внимание характеризуется разными свойствами: избирательность, объём, распределение, концентрация, устойчивость, переключаемость.
Одним из видов нарушения внимания является рассеянность — уменьшение способности к концентрации и переключению внимания. Но в результате постоянного упражнения внимания у детей может развиться наблюдательность, позволяющая за короткое время запомнить большее число различных предметов, их деталей и характеристик.
Главное изменение внимания в среднем дошкольном возрасте заключается в том, что дети начинают управлять им, направляя на определенные предметы. Развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания само по себе, оно формируется благодаря целенаправленной работе взрослых при помощи словесных инструкций, а также наглядных пособий, помогающих ребенку сосредоточиться.
Несмотря на то, что дети 4-6 лет начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства.
Возраст от трех до пяти лет отличается быстрым усвоением информации. Дети с легкостью запоминают стихи, сказки, диалоги из фильмов, сопереживают героям из книг и кино. Значительно развивается память и внимание, формируются математические понятия и навыки счета, дети знают и называют геометрические фигуры и формы, научаются выделять геометрические фигуры в окружающих предметах. Знают и называют времена года и части суток. Различают правую и левую руку. совершенствуется воображение ребенка, к четырем-пяти годам воображение настолько развито, что с его помощью ребенок может составить в уме простейшую программу действий.
Продолжается активное освоение речи: значительно расширяется словарный запас, ребенок начинает употреблять разнообразные существительные и глаголы, называет местоположение предметов, характеризует эмоциональные состояния людей.
В среднем дошкольном возрасте, ребенок уже воспринимает себя как отдельную личность, а чувства и эмоции складываются в свой уникальный опыт. У ребенка зарождаются и активно развиваются такие черты характера, как чувство достоинства, ребенок начинает видеть себя со стороны и осознавать свою половую принадлежность. Это необходимо учитывать и педагогам, и родителям, чтобы вовремя привить необходимые женские и мужские образцы поведения.
Для развития различных сторон интеллекта, у ребенка необходимо постоянно вводить разнообразные игры на сообразительность, на развитие пространственного мышления, развивающие творческое мышление.
Средний дошкольный возраст является очень важным для развития ребенка и освоения новых знаний, умений и навыков, для его дальнейшего полноценного развития.
Но иногда, развитие ребенка протекает с нарушениями, приводящими к нарушению психических расстройств. Более подробно остановимся на умственной отсталости.
При олигофрении психическое развитие ребёнка происходит на неполноценной, дефектной основе.
Детям— олигофренам свойственны трудности в общении, дефицит любознательности, познавательных интересов и затрудненное восприятие всего нового. У олигофренов иная структура развития психики.
При идиотии, ребёнок не в состоянии овладеть даже простейшими навыками самообслуживания и нуждается в уходе в течение всей жизни.
Дети с имбецильностью, овладевают речью в очень небольшом объёме, достаточном для выражения простейшей просьбы. Кроме того, у них можно сформировать простые навыки самообслуживания и труда.
Дети с диагнозом «дебильность» имеют значительно более лёгкую степень умственного недоразвития и незначительные отклонения в физическом развитии.
Развитие умственно отсталого ребёнка происходит на аномальной основе, оно замедленно, имеет существенные отклонения и своеобразные черты, но не смотря на это у таких детей возможно возникновение новых, более сложных психических образований.