Дарья Федосеенкова
Семинар для педагогов «Развитие психоречевых функций с помощью методов нейрогимнастики»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«КРАСНОЛУЧСКИЙ ЯСЛИ-САД
№46 «ВАСИЛЕК»
Семинар
на тему:
«Развитие психоречевых функций с помощью методов нейрогимнастики»
Подготовила: педагог-психолог
Федосеенкова Дарья Игоревна
Красный Луч, 2024
«Развитие психоречевых функций с помощью методов нейрогимнастики»
Слайд 2
Цель: познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией – нейрогимнастикой.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с эффективными нейрогимнастическими упражнениями, способствующими умственному, речевому и физическому развитию дошкольников.
2. Отработать совместно с педагогами последовательность действий и приемов работы по применению нейрогимнастических упражнений в работе с дошкольниками.
3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с дошкольниками.
Категория слушателей: педагоги ДОУ.
Оборудование: презентация, межполушарные доски, нейровосьмерка, картотека игр и упражнений, буклеты.
Ход консультации
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Перед тем как начать, я предлагаю Вам зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы с вами отправимся в весенний лес. Ведь, где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть.
Слайд 3
Релаксация
Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь. Представьте себе, что Вы оказались в чудесном, теплом весеннем лесу. Здесь нет суеты, тревоги. Здесь царят безмятежность, и спокойствие. Ярко светит солнце. Воздух свежий, насыщенный разными ароматами леса. Перед вами тропинка. Идите по ней. Вы идете медленно, наслаждаетесь красотой. Теплый ветер нежно играет вашими волосами и успокаивает вас. Вы чувствуете радость. Ваше сердце, душа, разум наполнены нежностью, спокойствием и любовью… Пора возвращаться. Медленно пройдите весь путь по уже знакомой тропинке …
Пусть все то, чем поделился этот дивный лес, останется с Вами. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из маленького путешествия. Пусть они будут с вами на протяжении всей нашей встречи. А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем.
Актуальность
Слайд 4
Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности и гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Слайд 5
На сегодняшний день, наблюдая и диагностируя дошкольников, всё больше и больше возрастает число детей с речевыми нарушениями, гиперактивностью, невнимательностью, задержкой развития. Все чаще встречаются дети моторно-неловкие.
Почему же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие детей.
Слайд 6
Но еще одна немаловажная причина, на мой взгляд, это малоподвижный образ жизни детей.
Слайд 7
Давайте вспомним с вами, как мы проводили время в наше детство. Я думаю, что многие из нас в детстве бегали босиком, прыгали на скакалке, в резиночку, крутили обруч, играли в классики, играли с мячом, прятки и многое другое…
А как гуляют дети сейчас? Кто видит в наше время прыгающих и бегающих детей на улице? А со скакалкой, с обручем?
Слайд 8
К сожалению, современное поколение ведут малоподвижный образ жизни, сидят возле гаджетов, в телефонах, у компьютера. Да, сейчас время цифровых технологий, и от этого никуда не деться. Но мы идем с вами к тому, что современное поколение – с каждым годом становится физически, психически, соматически ослаблено.
Слайд 9
Таким образом, недостаточность физической активности ведет современных детей к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.
Слайд 10
Один из методов решения этих задач является метод нейрогимнастики мозга.
Что же такое нейрогимнастика и чем она полезна для нашего здоровья? Все мы знаем, что мозг человека состоит из двух полушарий – левого и правого. Каждое из них имеет свои специфические функции.
Слайд 11
За что же отвечает правое полушарие:
• - обработка невербальной информации, эмоциональность;
• - музыкальные и художественные способности;
• - ориентация в пространстве;
• - способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток)
• - воображение;
• - отвечает за левую половину тела.
За что отвечает левое полушарие:
• - логика, память;
• - абстрактное, аналитическое мышление;
• - обработка вербальной информации;
• - анализ информации, делает вывод;
• - отвечает за правую половину тела.
Соответственно, когда мы фантазируем, рисуем и занимаемся любой другой творческой деятельностью, то активизируется именно правое полушарие, а когда мы считаем, анализируем и что-либо говорим, то активно левое полушарие.
Слайд 12
Но при возникновении проблем с мозолистым телом (отвечает за координацию деятельности полушарий) происходит нарушение взаимосвязи между левым и правым полушарием, в результате чего одно из них берет на себя основную нагрузку.
В связи с этим основными задачами для настройки мозга к работе будут восстановление связи и баланса активности между полушариями. Таким образом, только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.
Слайд 13
Представляю Вашему вниманию довольно простой, но в то же время самый верный тест для определения доминирующего полушария головного мозга.
Слайд 14
1. Сплетите пальцы рук в замок.
Если верхним окажется большой палец левой руки, напишите на листе бумаги букву «Л», если большой палец правой руки - букву «П».
Слайд 15
2. Прицельтесь в невидимую мишень.
Если для этого Вы пользуетесь левым глазом, закрывая правый, напишите букву «Л», если наоборот - «П».
Слайд 16
3. Скрестите руки на груди, приняв позу Наполеона.
Если кисть левой руки окажется лежащей сверху, пометьте это буквой «Л», если правой - буквой «П».
Слайд 17
4. Поаплодируйте.
Если Вы бьёте левой ладонью по правой, то это буква «Л», если правая ладонь активнее - буква «П».
Если у Вас получилось больше букв «П», то доминирует левое полушарие, и наоборот.
Если ответы разделились поровну, предлагаем вам дополнительный тест:
Слайд 18 (либо видео)
В тесте все очень просто, надо для начала посмотреть в какую сторону происходит вращение девушки, при этом надо заметить, что вращаться она может в любую сторону.
Так вот, если вам кажется, что вращающийся силуэт девушки идет по часовой стрелке, то у вас сильнее развито левое полушарие и следовательно вы являетесь логиком, а это умение говорить и излагать мысли, счет, логическое мышление.
Если же она поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие (эмоции и интуиция).
Если же вращающийся силуэт девушки попеременно вращается то в одну, а затем в другую сторону, это равная работа как правого, так и левого полушария мозга.
Слайд 19
Для гармоничного развития обоих полушарий мозга и служит нейрогимнастика.
Нейрогимнастика является образовательной кинезиологией. Кинезиология – наука о развитии психоречевых функций и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. И именно эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.
Слайд 20
Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, развивается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.
Огромная польза и привлекательность нейрогимнастики состоит в её простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте.
Занятия по нейрогимнастике активируют те участки мозга, которые ранее бездействовали.
Начинать заниматься можно уже с 2 лет, используя нейроигры. Так как к 7-8 годам у детей уже полностью сформируется межполушарное взаимодействие и что-либо изменить станет гораздо сложнее, поэтому важно приступать к занятиям именно в дошкольном возрасте.
Слайд 21
Специалисты советуют придерживаться следующих несложных правил.
• Заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения.
• Лучше сделать меньше, но качественнее.
• Продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут.
Слайд 22
• В зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения.
• Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно.
• Взрослым следует помнить, что не все получится с первого раза (чтобы в этом убедиться, достаточно самим попробовать выполнить несколько упражнений).
• Для начала, нужно выбрать 3 – 4 простых упражнения, и отрабатывать их до совершенства. Переходить к новым следует только после того, как ребенок сможет выполнять упражнения без зрительного и устного контроля.
Слайд 23
Предлагаю Вам выполнить несколько упражнений для развития межполушарного взаимодействия, которые я использую в работе.
Приготовьте пожалуйста руки.
• «Кольцо» По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний, безымянный, мизинец).
Слайд 24
• «Кошка» Подушечки пальцев левой руки прижаты к верхней части ладони. Пальцы правой руки выпрямлены, расставлены в стороны и напряжены. Следует по очереди изменять положения рук – выпускать и прятать «коготки».
Слайд 25
• «Ухо — нос» Ребенку предлагается прикоснуться правой рукой к носу, левой рукой – к правому уху. Затем поменять положение рук – левая рука прикасается к носу, правая рука – к левому уху. Сначала необходимо прикасаться к носу, затем к уху, т. е. рука, которая прикасается к уху, находится снаружи В качестве усложнения можно добавить хлопок при каждой смене рук (правая рука прикасается к носу, левая – к правому уху; хлопок; левая рука прикасается к носу, правая – к левому уху; хлопок.)
Слайд 26
«Коза и заяц» Ребенок кладет руки перед собой. На одной руке выпрямлены указательный и средний пальцы, остальные сжаты в кулак (это «заяц»). На другой руке выпрямлены указательный палец и мизинец, остальные сжаты в кулак (это «коза»). Затем происходит одновременная смена положения рук.
Так же для развития речи используют приемы нейроигр при проведении артикуляционной гимнастики.
Слайд 27
Упражнение «Лошадка». Щелкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна. Ритмично смыкать соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими руками одновременно).
Слайд 28
Хочу поделиться еще парой упражнений, которые я применяю.
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» Используем эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков (если услышишь звук Ш — ставь кулак, звук С — ставь ребро; звук Р — кулак, звук Л — ладонь и т. д.).
Слайд 29
Упражнение «Выложи букву» Выкладывание букв, цифр, фигур из счетных палочек (пуговиц, камешков) одновременно двумя руками.
Слайд 30
Одним из направлений работы по развитию интегрированного межполушарного взаимодействия, представляют собой графические задания, построенные на основе активизации визуального (зрительного) и тонкомоторного взаимодействия.
Слайд 31
Сегодня я хочу поделиться с вами и порекомендовать способ развития межполушарных связей, который использую я на занятиях, с помощью межполушарных досок и нейровосьмерок. Это одни из самых популярных нейротренажёров, которыми пользуются многие нейропсихологи, психотерапевты и логопеды.
Межполушарные доски – это развивающая игра для тренировки обоих полушарий головного мозга ребёнка и взрослого. Она позволяет составлять разные комбинации заданий, в результате которых:
Слайд 32
1. Улучшается взаимодействие работы левого и правого полушарий мозга
2. Развивается мелкая моторика и координация движений рук
3. Улучшается концентрация, память и внимание
4. Улучшается процесс развития речи, чтения и письма
5. Снижается утомляемость, тревожность, повышается способность к произвольному контролю, идёт профилактика дислексии и дисграфии.
К доске прилагается стилус (палочка, с помощью которой можно попрактиковаться в правильном захвате карандаша или ручки на начальном этапе.
Слайд 33
Можно использовать как одну доску, так и две, а также две разные доски. Для развития речи можно во время прохождения лабиринта произносить тот или иной звук или слоги. Я предлагаю Вам выполнить вместе со мной упражнения с доской:
1. Прохождение лабиринта указательными пальцами.
2. Прохождение палочками.
3. Пройти лабиринт с помощью движения палочки – точка, тире.
4. Прохождение двух разных лабиринтов.
5. Пройти лабиринт одной рукой, при этом второй выполнять другое упражнение.
– хлопать ладошкой по поверхности стола, катать массажный шарик, карандаш. При похлопывании по поверхности стола произносить звуки (согласные: звонкие/глухие, гласные)
Слайд 34
Следующий тренажер, который я применяю в индивидуальной работе «Умная восьмёрка». Представляет собой доску с лабиринтом, по которому нужно прокатить шарик с помощью слаженных движений рук и зрительной концентрации.
Чем мне нравится этот метод, тем, что занятия с нейротренажёром развивают межполушарное взаимодействие и стимулируют мозжечок, который контролирует двигательную активность, когнитивные способности и речь.
С помощью тренажера развивают речевые навыки: ребенок перемещает шарик и одновременно повторяет сложный для него звук, например «р». Эти движения влияют на речевой центр, и запуск или коррекция речи достигается быстрее.
Слайд 35
Как играть с нейротренажером?
1. Перемещать шарик по желобу, не допуская его падения. Детям младшего возраста перемещать шарик можно предложить с помощью пальчика или карандаша. Восьмерку можно двигать в пространстве двумя руками, или левой и правой поочередно. Чтобы пробудить и поддержать интерес, можно пофантазировать, что шарик – это маленькая машина или поезд, который мчится по дорожке. Повышать на каждом этапе сложность можно добавляя количество шариков.
2. «Назови животных»- Прокатывать шарик до определенной отметки, называть животных (игрушки, фрукты, овощи и т. д.).
3. «Кати-стоп» менять траекторию непрерывно движущегося шарика по сигналу (например, после хлопка направить шарик в другую сторону)
4. Перекатывая шарик, разговаривая с кем-либо. Взгляд должен быть направлен друг на друга.
5. «Гуляющая восьмерка» - двигаясь с восьмеркой выполнять упражнения (перешагивание через предметы, качаясь на борде, шагая по возвышенности и т. д.).
Слайд 36
Так же я хочу вам предложить бюджетный вариант нейрогимнастики – двуручное рисование, что очень нравится детям.
Техника рисования двумя руками.
1. Расслабить руки и плечи (пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения, дыхательные упражнения, расслабляющий массаж, самомассаж).
2. Затем начинаем рисовать в воздухе, одновременно двигая обеими руками и кистями рук.
Давайте вместе с Вами попробуем. Приготовьте руки Рисуем симметричные фигуры, для детей это могут быть палочки, волнистые линии, геометрические фигуры, затем простые рисунки, буквы. Теперь рисуем ассиметричные фигуры. Молодцы!
3. Для рисования используйте гуашь, акварель, мягкие кисточки среднего размера, подойдут и толстые фломастеры. Лист нужно хорошо зафиксировать на поверхности, на первых этапах лучше на мольбертах или досках в вертикально закрепленной доске, в старшем дошкольном возрасте мы постепенно переходим к горизонтальной поверхности стола.
4. Мойка кистей, набор краски, нанесение изображения – все эти движения должны выполняться одновременно обеими руками.
Если вы заметите, что одна рука обгоняет вторую, то вам придется ее придерживать, ведь цель задания в том, чтобы все движения выполнялись синхронно. Постепенно ребенок научится контролировать ведущую руку самостоятельно.
Слайд 37
Подведем итоги нашего семинара: Проведение нейрогимнастики обеспечивает:
• получение необходимой энергии на занятиях;
• повышение работоспособности;
• снижение утомляемости детей;
• развитие речи;
• активизация мыслительной деятельности и развитие памяти, внимания;
• развитие общей и мелкой моторики;
• благоприятное влияние на процессы чтения и письма;
• развивается и физическая активность ребенка.
Конечно же, мы не ограничиваемся только занятиями, и я советую применять элементы нейрогимнастики в повседневной жизни, а также родителям и педагогам в любых режимных моментах, это и утренняя гимнастика, и прогулки, и физминутки, и даже на праздниках и развлечениях.
И напоследок маленький полезный совет. Мы все с вами выполняем ежедневные физические действия «удобной» для нас рукой. Попробуйте сами, например – чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «непривычной» рукой активизирует новые участки мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!
Слайд 38
Спасибо за внимание! Желаю Всем успехов в работе! На память о нашей встрече, я хочу подарить Вам шаблон двуручного рисования и буклеты.
Список использованной литературы
1. Деннисон П. «Гимнастика мозга» Книга для учителей и родителей/ П. Деннисон. - СПБ. - Санкт-Петербург: Весь, 2020. - 320 с.
2. Касымова Д. А. «Гимнастика для мозга - ключ к развитию способностей ребенка» - Сборн. «Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом университете». Международная научно-практическая конференция. Уфа, 2020, С. 275-28.
3. Педяш Н. Что такое нейрогимнастика и зачем она нужна. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.b17.ru/article/117813/, свободный.
4. Телепнева Н. А., Чехлыстова Т. Ю., Галуцкая М. Ю. Нейрогимнастика в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://apni.ru/artide/3430-nejrogimnastika-v-korrektsionno-razvivayushch